Михаил Врубель в Новой Третьяковке
Новая Третьяковка, до 8 марта 2022
На самом деле, сколько бы не говорили про Врубеля, все равно гений его в мировой истории искусства остается недооценен. Хотя бы потому, что Врубель придумал кубизм до кубизма. Как его называли искусствоведы «Предтеча русского кубизма».
Выставка посвящена юбилейной дате рождения художника и выстроена – как и все другие блокбастерные ретроспективы крупных мастеров из коллекции Павла Третьякова – по принципу объединения двух больших музейных теперь уже собраний, собрания Третьяковки и собрания Русского музея. Поговаривают, что кураторы постарались нарушить привычный и приевшийся хронографический принцип показа. Но, откровенно говоря, принцип деления по темам тоже не так уж нов. Третьего кураторы ГТГ пока не придумали, но мы вам обещаем: гений Врубеля говорит сам за себя. Особенное внимание просим обратить на его рисунки акварелью – наверное, им можно противопоставить разве что Александра Иванова, но это уже другая история.
https://www.tretyakovgallery.ru/exhibitions/o/mikhail-vrubel
Другие берега. Русское искусство в Нью-Йорке. 1924
Музей русского импрессионизма, до 16 января 2022
Последние годы музей русского импрессионизма ищет – и фокусируется – на параллельных нарративах из истории отечественного искусства конца 19 – первой трети 20 веков. О русских в Нью Йорке известно справедливо много меньше, чем о русских художниках в Берлине или Париже. Поэтому активно призываем посмотреть на результаты поисков кураторов выставки. Главной зацепкой которых служила активность Давида Бурлюка, известного авангардного поэта и чуть менее известного как художника.
Михаил Ларионов, Офицерский Парикмахер, 1907–1909.
Галерея Альбертина, Вена
Свободное искусство. Итальянский футуризм из коллекции Джанни Маттиоли
Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков, до 16 января 2022
Об этой выставке мы писали в летней подборке выставок. Теперь из Петербурга она приехала в Москву.
Современная графика из собрания Центра Помпиду. Дар Флоранс и Даниэля Герлен
Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков до 30 января 2022
Графика, Современное искусство
Не будет никому сказано в обиду, но графику смотреть умеют далеко не все. А словосочетание «центр Помпиду» нравится почти всем, за редким исключением. Поэтому активно призываем потренироваться на шедеврах искусства 20 века – именно они составляют пласт коллекции Центра. Есть большой шанс открыть для себя новых художников и влюбиться без памяти.
https://pushkinmuseum.art/events/archive/2021/exhibitions/pompidou/index.php
Бывают странные сближенья
Музей изобразительных искусств им. Пушкина, до 6 февраля 2022
Пушкинский музей переосмыслил постоянную экспозицию и позвал под это дело звёздного куратора, который в своё время делал «Москва-Париж» в вышеупомянутом музее Жоржа Помпиду. А сегодня испытывает возможности коллекции главного Московского музея по части зарубежного искусства. Не исключено, что весь годовой бюджет руководство музея выделило именно на этот проект, который во многом для музейного сообщества представляет собой прощальный тур Pink Floyd, или скоре даже патриарха электроники 80-х Jean Michelle Jarre. Надо при этом сказать, что мнения разделились: одни рукоплещут гению Мартена находить общее в различном, и наоборот, другие же убеждают, что от выставки остаётся стойкое ощущение, что Третья Матрица все таки уже не шедевр первых двух частей.
https://pushkinmuseum.art/events/archive/2021/exhibitions/martin/index.php?lang=ru
Горизонт ожидания
Открытые коллекции Политехнического музея, до 31 декабря
Не знаю как горожане, но сотрудники Политеха действительно не первый год томятся в ожиданиях завершения массивной реставрации исторического здания музея на Лубянской площади. Отсюда и название выставки, призванной, в жанре открытого хранения продемонстрировать любопытные артефакты из коллекции музея. Особенно актуально будет юным зрителям, которым не удалось застать старые залы – и соответственно экспозицию – музея.
https://polymus.ru/ru/museum/news/waiting-horizon/
Lady Dior As Seen By
Фонд Ruarts, до 30 ноября
У фонда не так давно открылось новое пространство и под это дело они привезли выставку про легендарную сумку Dior, которую переосмыслили столь же знаменитые современные художники.
https://www.dior.com/ru_ru/выставки/lady-dior-as-seen-by-moscou
Ксения Хауснер. Правдивая ложь
Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX вековдо 16 января 2022
Ретроспектива одной из самых известных и продаваемых австрийских художниц современности, о которой мы писали чуть ранее.
Выставка номинантов Премии Кандинского
ММОМА на Петровке, до 21 ноября
Видео, Живопись, Графика, Инсталляция, Смешанные техники
В мире современного российского искусства выставка номинантов премии Кандинского – гарант качества и признания экспертов, что бы ни говорили разочарованные в истеблишменте. Московский музей современного искусства уже который год подряд предоставляет залы исторического здания на Петровке, курирует ее в этом году звёздная Ирина Горлова, которая одновременно руководит отделом новейших течений государственной Третьяковской галереи. Конечно, справедливо и то, что многие проекты текущей выставки можно было видеть и ранее, да и к «свежести» их есть вопросы. Все же, ради полноценного впечатления текущего состояния художественного вкуса очень советуем дойти и сюда.
https://mmoma.ru/exhibitions/petrovka25/vystavka_nominantov_premii_kandinskogo1/
II Московская арт-премия
Медиацентр в Зарядье, до 30 ноября
Год назад руководство выставочных залов парка «Зарядья» организовали премию в мире современного искусства и культуры. К ней же приурочили выставку номинантов. Это довольно интересная альтернатива вышеупомянутой выставке номинантов премии Кандинского. Главная разница в том, что Московская премия – не только инициатива городских властей: в номинации входят жанры от театра до современной музыки.
Что касается изобразительного искусства, то иногда имена повторяются, но принц выборки второй год подряд остается иным. За то и любим многообразие.
https://www.zaryadyepark.ru/schedule/137329/
Иван Плющ. Театр Плюща
ММОМА на Петровке, до 30 января 2022
Все в том же Московском музее современного искусства проходит ретроспектива выдающегося героя современной художественной сцены – Ивана Плюща. Курирует эту выставку не менее выдающийся Дмитрий Озерков, который отвечает за современное искусство в Государственном Эрмитаже.
Название «Театр Плюща» было предложено самим автором предложенное самим автором, потому как оно точнее всего выражает развитие художественной практики от живописи к инсталляции, так что без театрального налета обойтись не удается. В какой-то степени можно рассматривать эту выставку как художественный захват девяти залов музея.
https://mmoma.ru/exhibitions/petrovka25/ivan_plyuw_teatr_plyuwa/
Иван Плющ. Картина №4. 2012.
Томас Деманд. Зеркало без памяти
Музей современного искусства «Гараж», до 30 января 2022
Гараж продолжает знакомить со знакомыми – и не очень – именами зарубежной современной художественной сцены. В этот раз привезли Томаса Деманда – выпускника Дюссельдорфской академии искусств, который для многих выступает своего рода «реаниматором» жанра фотографии. Суть практики Деманда заключается в том, что он использует изображения из прессы и технические съемки с мест тех или иных событий как основу воспроизведения тех самых событий в масштабе 1:1 – из картона и бумаги. Потом эти сценки фотографируются, сам макет уничтожается. На выставке работы Томаса Деманда показаны в диалоге с тремя небольшими кинокартинами авторства Александра Клуге. Все вместе оформлено в дизайн-проект японского архитектурного бюро SANAA.
https://garagemca.org/ru/exhibition/thomas-demand
Анна Титова. Удивительное путешествие озорника
Музей Вадима Сидура, до 27 февраля 2022
Современная художница Анна Титова сделала сольный проект в музее Вадима Сидура – платформе ММСИ для как раз такого рода выставок. Проект «Удивительное путешествие озорника» плотно связан с историей музея, поскольку первая часть выставки демонстрирует своего рода результаты работы художницы с архивом Вадима Сидура. Вторая часть посвящена взаимодействию с самоорганизациями района Перово. Назвали по мотивам одноименной скази индийского писателя Васамурти «Удивительное путешествие озорника» суть которой в том, что некий озорник уменьшился до размеров муравья, провел день в мире насекомых и научился эмпатии – судя по всему, в этом кроется аллюзия на роль музея в жизни местного сообщества.
Никита Алексеев. Ближе к смыслу
Мультимедиа-арт-музей, до 5 декабря
Мультимедиа Арт музей, как обычно водится, показывает в сезон несколько выставок, но мы решили выделить ретроспективу Никиты Алексеева. Никита Алексеев представлял собой сентиментальную версию Московского концептуализма. Участник художественной группы «Коллективные действия», в конце 1970-х Никита Алексеев был одним из создателей «МАНИ» — Московского архива нового искусства. В 1982—1984 в квартире на улице Дмитрия Ульянова организовал галерею «APTART» – так называемое «квартирное искусство», которое особо негде было выставлять, кроме как в личных пространствах художников.
В Мультимедиа Арт музее показывают иллюстративные серии писателя и художника, созданные за последние 3 года. В марте этого года художника не стало – так что эту выставку следует рассматривать как монумент.
https://mamm-mdf.ru/exhibitions/blije-k-smyislu/
New Elements
Laboratoria Art & Science Foundation, до 27 февраля 2022
Лаборатория Art & Science успели открыть новую выставку – на сей раз, о новых элементах, но снова в Западном крыле Государственной Третьяковской Галереи. В какой-то степени, эту выставку хочется рассматривать как вторую часть – первая была представлена летом. И если в первой части акцент был сделан на биологической составляющей ДНК современного science art, то в этот раз перед художниками была поставлена задача провести нити между реальной и компьютерной средой, посмотреть на природу как на своего рода громадный компьютер, процессы которого автоматизированы годами эволюции.
Как это водится в практике Лаборатории, помимо отечественных, художников привезли со всего света – из Японии, Великобритании, Германии, Аргентины, Австрии и Финляндии, включая звезд вроде Томаса Сарасено и Томаса Фойерштайна.
Советуем к просмотру в пандан к открытым горизонтам Политехнического музея, или на оставшиеся полтора часа сил после осмотра блокбастеров Третьяковской Галерее.
https://www.tretyakovgallery.ru/exhibitions/o/new-elements
Если хочется больше:
Жемчуг и перламутр
Дарвиновский музей, до 3 апреля 2022
Дарвиновский музей стоит посетить и ради постоянной экспозиции, а текущая выставка о жемчуге – лишний тому повод.
Другое дерево
Царицыно, до 27 марта 2022
О том, как работать в дереве в формате скульптуры и предметов быта. Для настоящий любителей материальной культуры.
Крузенштерн. Вокруг света
Исторический музей, до 14 февраля 2022
Основательная выставка о путешественнике Иване Фёдоровиче Крузенштерне как лишний повод вспомнить формат серьезных путешествий на тысячи километров.