Войти

Забыли свой пароль? Регистрация
Беседы об Австрии
Выставка Ксении Хауснер

Выставка Ксении Хауснер

В Пушкинском музее открылась выставка Австрийской̆ художницы Ксении Хауснер “Правдивая ложь”. Рассказываем, почему ее стоит смотреть.

До Пушкинского музея ретроспективу художницы показывали в Венской Альбертине двумя месяцами назад. А в 2019 году полотна Ксении Хауснер московский̆ зритель мог запомнить на Московской биеннале современного искусства. Для Альбертины – и Вены в целом – Ксения Хауснер являет собой пример одной из важнейших ныне живущих австрийских художниц.

file.jpg

© Ксения Хауснер. Фото: KATSEY Photography

Творчество Ксении Хауснер – еще один пример того, как театральные художники уходят в чистое искусство. Что имеется в виду? В первую очередь, для них самих это значит работать исключительно над монументальными полотнами, которые важны в их самоценности, и которые создаются не с умыслом дополнить нечто уже имеющееся, как это например происходит с театральными декорациями, а с целью создать отдельно существующую реальность.

В 1970-е годы Ксения Хауснер создавала декорации для пьес и опер, сотрудничая с престижными театральными институциями мира, от Лондона до Зальцбурга. В начале 1990-х годов художница решила посвятить себя исключительно живописи.

В Пушкинский музей привезли 30 полотен Хауснер, а также ряд фотографий, которые были созданы художницей в ходе подготовки к написанию картин. Использование фотографии как медиума в работе над живописной композицией – метод, хорошо известный художникам еще прошлого столетия. Считается, что одним из первых был Эдгар Дега, который путем фотографии пытался уловить танец балерин и передать потом это ощущение движения в живопись. Фотографическая композиция и метод раскадровки хорошо и быстро угадываются в композициях Хауснер. К тому же, она симпатизирует стилистике фотореализма, который в свое время был популярен у художников послевоенного времени, вроде Люсьена Фройда и Герхарда Рихтера. Наконец, огромное влияние на живописную композицию оказало творчество итальянских неореалистов и те открытия, которые были произведены в кинематографическом поле. Так, и среди советских художников можно назвать целую плеяду оных, для которых раскадровка значимых киношедевров поколения шестидесятников оказалась ключом к переизобретению живописи.

file.jpg

Ксения Хауснер. Орёл и ангел. 2005

Все эти вышеперечисленные влияния вполне возможны и оправданы, так как сама Ксения Хауснер изучала сценографию в Вене и Лондоне, и натуральным образом художественное наследие этих двух столиц имеет свое влияние в ее творчестве.

Живопись и фотография тесно переплетаются в процессе творчества и вступают в диалектические отношения: красочная и двухмерная картина "противоречит" раннему фотографическому эталону. Выбор деталей, фрагментарность, монтаж, освещение, управляемое цветом – все это вносит свой вклад в интенсивный атмосферный характер картин.

Очевидно, что и другие театральные методы повлияли на масштаб и монументализм работ Ксении Хауснер. Для крупноформатных картин художница заранее создает тщательно продуманные пространственные инсталляции, которые художница фотографирует и с фотографии уже пишет маслом. Таким образом, бутафорские вагоны и картонные купе поезда становятся "репетиционной комнатой", в которой фигуры, как актеры, озвучивают отношения. Притом, нарратив работ Хауснер не всегда поддается расшифровке. Сценарии, созданные Ксенией Хауснер, остаются загадочными и раздражающими. Ее работы – как выхваченные кадры из фильма, потерявшие сюжет.

file.jpg

Ксения Хауснер. ST. FRANCIS, 2014

Приемы Хауснер, которые, казалось бы, достигли пика своей популярности и в искусстве Европе, и в советском искусстве еще в 1960-е, максимум 1970-е годы – особенно интересно наблюдать в контексте сегодняшнего состояния современного искусства и потому особенно примечательна популярность художницы среди австрийской и международной публики.

Одной из причин такой популярности видится, конечно, сфокусированность художницы исключительно на женских персонажах. Роль женщины в жизни и в искусстве оказывается одной из ключевых тем ее творчества. Эта повестка – переноса фокуса с мужских типажей в контексте разговоров о феминистской истории искусства находит большой отклик у публики, знакомой с проблематикой вопроса.

С другой стороны, современного зрителя, изголодавшегося по добротной живописи, не может не пленять не только монументальность, но даже и ретроспективная лапидарность полотен художницы. Они чем-то напоминают огромные фрески, заполняющие стены итальянских средневековых соборов и в этой своей чистоте форм, масштабе рассказа и с другой стороны как будто бы непритязательности нарратива работы Хауснер, кажется, имеют мало общего с тем, что зритель привык подразумевать под современным и актуальным.

Отдельного внимания заслуживает яркость колорита, на которую решается мало кто из современников. Такой работой с пятном и цветом могли бы похвастаться разве что авангардисты и лишь некоторые шестидесятники, вроде, скажем, отечественного Юрия Злотникова или американских экпрессионистов вроде Ли Краснер и подобных.

file.jpg

Ксения Хауснер. Общими усилиями. 2020

При этом Ксению Хауснер нельзя уличить в неактуальности. Многие из ее композиций очевидно созданы под большим влиянием протестных движений и прочих социальных столкновений. Для пущего накала страстей художница использует для наименования работ названия фильмов и книг, в чем любой желающий может распознать некоторое противопоставление трех реальностей – кино-реальности, реальности полотен Хауснер и

наконец той реальности, которую мы ежедневно вычитываем и высматриваем в медиа.

Выставка продлится до 16 января 2022 года в Галерее стран Европы и Америки (ул. Волхонка, 14).

file.jpg

Ксения Хауснер. Неподчинение. 2019

Источники:

© http://www.xeniahausner.com/paintings.html

© https://www.albertina.at/en/exhibitions/xenia-hausner-true-lies/#

Дополнительная информация