Войти

Забыли свой пароль? Регистрация
Беседы об Австрии
Зимний выставочный сезон в Вене

Зимний выставочный сезон в Вене

Медея Маргошвили
Медея Маргошвили
историк искусства и архитектуры, экс-сотрудница научного отдела Московского музея современного искусства (ММОМА), автор телеграм-канала Around Barthes

В последний раз рассказывали вам, что посмотреть в Москве осенью. Теперь рассказываем, что смотреть в Вене этой зимой. Как и предполагали, выбор ограничился по большей части местными художественными дарованиями – кроме, разве что, Амедео Модильяни. Оно и не удивительно, потому что кому-кому, а венцам есть кем и чем похвастаться.


Музей Альбертина/Альбертина Модерн

Модильяни

В Альбертине прошла большая ретроспектива известного итальянского художника, представителя “парижской школы” Амедео Модильяни. Выставку назвали “Революция примитивизма”. Это первая большая выставка работ художника на территории Центральной Европы. На выставке демонстрируют не только портреты, которые Модильяни писал на протяжении жизни, но и скульптуры, а также ряд серий, изображающих обнаженную натуру.

Последние, надо сказать, занимают прочное место в истории живописи обнаженной натуры наряду с такими важными произведениями, как изображения Венеры эпохи Возрождения, салонная живопись XIX века, "Обнаженная Майя" Гойи, "Великая одалиска" Ингра или "Олимпия" Мане.

Модильяни приехал в Париж в 1906 году и поселился вместе с Пабло Пикассо и Андре Дереном в ветхом доме, который художники арендовали как студию. И хотя 22-летний Модильяни обучался живописи, он планировал стать скульптором, находясь под влиянием работ Поля Гогена, а также скульптурных поисков Пикассо и Дерена. С 1909 по 1914 год Модильяни только скульптурой и занимался. В лице Константина Бранкузи он нашел учителя, который обучил его искусству прямой резьбы по камню. В то время как Пикассо продолжал жить на Монмартре, Модильяни и Бранкузи работали бок о бок в Сите Фальгьер на Монпарнасе, где в основном работали международные художники.

file.jpg

THE 80S. DIE KUNST DER 80ER JAHRE

Одна из интереснейших выставок осенне-зимнего сезона – об искусстве 1980-х годов.

Кураторы выставки настаивают на том, что 1980-е годы - самое важное десятилетие для искусства современности, потому что в 80-е годы, впервые после «доктрин измов» (экспрессионизмов, абстракции и так далее) в моду входит беспрецедентный стилистический плюрализм, использующий изобразительный фонд всех прошлых веков и десятилетий. Иными словами, 80-е годы – это про рождение постмодернизма.

На выставке собрали работы Джеффа Кунса, Джулиана Шнабеля, Синди Шерман и Роберта Лонго, Жан-Мишель Баския и Кита Харинга, Барбары Крюгер и Дженни Хольц, Бригитты Кованц и Эрвина Вурма и многих других.

file.jpg

Шиле и последователи

То, что Эгон Шиле давно заработал себе славу одного из самых известных австрийских модернистов – ни для кого не секрет. Наверное, поэтому кураторы выставки на этот раз решили показать не просто очередную ретроспективу творчества Эгона Шиле, но и последователей его стиля, который, правда, все еще кажется неповторимым.

Отправной точкой выставки оказывается около 20 автопортретов Эгона Шиле, которые противопоставлены работам ряда послевоенных художников. В своих автопортретах Шиле представляет себя не как торжественного художника-демиурга, но как artiste maudit – неудачливого, отверженного художника.

После Шиле многие современные художники заразились этой идеей artiste maudit и стремились изобразить свою внутреннюю сущность в противовес всем идеалам Возрождения и веков, следующих за ним. Выставка включает более 130 работ, Шиле сопоставлен с двенадцатью современными художниками: Георгом Базелиц, Гюнтером Брусом, Джимом Дайном, Вали Экспорт, Эльке Кристуфек, Марии Лассниг, Арнульф Райнер, Синди Шерман, Карин Мак, Адриана Чернин, Ева Шлегель и Эрвин Вурм.

До 3 апреля file.jpg


Леопольд музей

“Людвиг Витгенштейн. Фотография как аналитика”.

В Музее Леопольда проходит любопытная выставка “Людвиг Витгенштейн. Фотография как аналитика”.

Выставка исследует Витгенштейна не как важнейшего философа 20 века, но как автора и коллекционера фотографий. На выставке представлены ранее лишь частично опубликованный фотоальбом Витгенштейна 1930-х годов, знаменитый составной портрет братьев и сестер Витгенштейн, фотографии из фотобудки и другие постановочные автопортреты, в том числе фрагменты из витгенштейновой "Коллекции нонсенса", а также подборка переписки философа с родными и друзьями. На фоне рассуждений Витгенштейна о фотографии, которые доходили до намерения написать новый трактат о фотографии ("Лаокоон для фотографов"), эти материалы помогают пересмотреть понимания и использования Витгенштейном медиума фотографии.

На выставке фотографии Витгенштейна вступают в диалог с работами современных фотографов и художников, включая Джона Балдессари, Готфрида Бехтольда, Анну и Бернхарда Блюме, Кристиана Болтански, Ханну Дарбовен, Олафура Элиассона, Петера Хандке, Анны Ермолаевой, Зигмара Польке, Герхарда Рихтера, Синди Шерман, Энди Уорхола и многих других.

До 6 марта

file.jpg


Музей прикладного искусства (МАК)

В Венском музее прикладного искусства проходит несколько любопытных выставок.

Одна из них – об одном из самых известных и выдающемся венском архитекторе, дизайнере и педагоге – Йозефе Хоффмане (1870-1956). Может быть, не столь громогласно известный за пределами Австрии, Хоффман был одной из центральных фигур венского модернизма и международного движения за реформу жизни около 1900 года. Для Хоффмана привнесение красоты в жизнь своих проектов с помощью дизайна было синонимом социального прогресса. Он был одним из основателей "Сецессиона", "Венских мастерских", "Немецкого веркбунда" и "Österreichischer Werkbund" и сумел передать свой особый вкус и эстетическую идентичность нескольким поколениям студентов Венской школы прикладного искусства. В своем новаторском мышлении Йозеф Хоффман объединил художественно амбициозный архитектурный подход с культурой производства.

Творческий путь Хоффмана начинался с ар-нуво и объединения художников Венский Сецессион. Но уже в самом начале XX века работы Хоффмана стали приобретать черты геометризма. Искание нового выражения привело архитектора и дизайнера к отказу от излишеств, привнеся в искусство строгие линии.

Организаторы выставки дополнили известные произведения интерьерного дизайна, в том числе предметы мебели авторства Хоффмана, более чем тысячей экспонатов, каждый из которых проливает свет на более чем полувековую практику архитектора. Кроме того, становится ясным многогранность таланта героя выставки – его хватало и на крупный масштаб архитектора, и на более детальный – дизайнера и модельера.

До 19 июня

file.jpg file.jpg file.jpg


100 BESTE PLAKATE 20. DEUTSCHLAND ÖSTERREICH SCHWEIZ

Выставка в музее прикладного искусства посвящена искусству плаката Австрии, Германии и Швейцарии.

Это уже 16 выставка плаката, организованная музеем. Из 600 подавшихся графических дизайнеров, среди которых как профессионалы, так и студенты, отобрали 100 лучших работ: 43 плаката из Германии, 50 – из Швейцарии и 7 – из Австрии. Все эти работы по окончанию выставки Музей закупит в свою коллекцию.

Кураторы считают, что пандемия Сovid-19 привлекла еще больше внимания к искусству плаката, который приобрел статус “памятки в общественном пространстве”. По выражению Доротеи Дёлер и Элиз Секерли, они кажутся “сюрреалистическим взглядом в утопическую параллельную вселенную".

До 6 марта file.jpg


Музей современного искусства (Mumok)

Wolfgang Tillmans. Schall ist flüssig

В Музее современного искусства проходит ретроспектива одного из важнейших художников современной сцены – Вольфганга Тильманса. Тильманс живет между Берлином и Лондоном и утвердился на художественной сцене как мастер фотографии. В 2000 году получил приз Тернера – самая престижная награда, вручаемая Британским правительством даровитым художникам. Его становление пришлось на 1990-е годы, когда он, живя в Гамбурге, документировал на пленку фотоаппарата сцены из жизни рейв-сообщества.

Выставку в MUMOK обозвали “Звук – это жидкость”, хотя на самом деле центральный акцент сделан на взаимоотношениях между людьми друг с другом и окружающими их вещами. В свете волн пандемии эта тема приобретает новые акценты и проблематику: возросшая роль медиа и утрата физической, материальной важности объекта имеет свои влияния на статус фотографии и визуальности сегодня.

До 24 апреля

file.jpg file.jpg


Enjoy. Die mumok Sammlung im Wandel

Директор музея Карола Краус подготовила с командой кураторов выставку, собранную из работ, находящихся в коллекции музея, в том числе из недавних приобретений и дарений. Выставка объединяет произведениями от классического модернизма до современности. Выставка отмечает 20 лет с открытия музея и 40 лет с основания 20 Австрийского фонда Людвига – эта выставка является “одновременно резюме и перспективой”.

До 18 апреля 2022

file.jpg file.jpg


Belvedere 21

Avantgarde und Gegenwart

В современной пристройке Бельведера «Бельведер 21» проходит выставка “Авангард и современность”, которая призвана провести параллели и логические связи между авангардным искусством начала XX века и современными художественными практиками.

Выставка выстроена на работах из коллекции музея – в основном это австрийские художники и художницы (Грета Фрайст, Фриденсрайх Хундертвассер, Мария Лассниг, Пади Фрибергер, Гюнтер Брус, Вали Экспорт и другие).

До 19 февраля 2023 года file.jpg


Ugo Rondinone. Akt in der Landschaft

Одновременно в Бельведере-21 проходит соло-выставка нью-йоркского художница швейцарского происхождения Уго Рондиноне “Обнаженная в ландшафте”. Именно ленд-арт прославил выпускника Академии прикладного искусства Вены (Universität für angewandte Kunst Wien). И все же Рондиноне считается не просто скульптором, а именно мультимедийным художником, чьи визуальные миры сталкивают зрителя с новой реальностью, сотканной художником и бесконечных референсов к истории искусства, поп-культуре, шаманизму и культуре повседневности.

Его пейзажи, солнце, человеческие фигуры и натюрморты исследуют эмоциональную и психологическую глубину человеческого опыта в связи с природой.

“Обнаженная в пейзаже” – между прочим, первая персональная музейная выставка Рондиноне в Австрии. В большом стеклянном павильоне Бельведера демонстрируются новые серии работ – это отсылки к классическим жанрам обнаженной скульптуры, созданные из прозрачного воска и земли, и, как следует из названия, пейзажа. Пейзажи были созданы специально под венскую выставку.

До 1 мая

file.jpg


Kunsthalle Wien

В Венском Кунстхалле проходят сразу три интересных выставки. Это выставка австрийской скульпторши Индес Дужак, художниц Ане Хоффнер экс-Првулович* и Белинды Казем-Каминьски, а также сборная выставка “Do nothing, feel everything”.

Geistervölker

С выставкой Geistervölker Кунстхалле Вена представляет обширную соло-выставку Инес Дужак (родилась в 1959 году в Клагенфурте, живет и работает в Вене). Тема выставки – насущная – о том, как происходит передача вирусов и их связь с глобальной торговлей и текущими экономическими, микробиологическими и экологическими кризисами. В ряде самых разных медиа-работ (это и скульптура, и инсталляция, и фотография, и коллажи, и перформанс) художница прослеживает происхождение пандемий на протяжении всей истории, рассматривая эти болезни в контексте глобальной экономики.

В Geistervölker художница объединила старые и новые свои работы, проекты новые и старые проекты. Представленные на выставке ткани, видео, скульптуры из папье-маше и инсталляции призваны сформировать особую ткань рассказа, который связал бы глобальные экономические циклы производства и потребления с текущей пандемией, рассказал бы об исторически повторяющихся закономерностях.

До 23 января file.jpg

Ana Hoffner & Belinda Kazeem-Kamiński

Выставка Анны Хоффнер и Белинды Каминьски, как и многие другие выставки в программе Кунстхалле Вены, призвана поставить под вопрос наследие империализма, колониализма и порабощения. Обе художницы неустанно исследуют режимы расистского взгляда и практики инородности, и обе используют эстетические стратегии сопротивления.

До 6 марта file.jpg

Do nothing, feel everything

Третья выставка объединяет работы около дюжины художников, отобранных кураторами Кунстхалле. Забавный факт: название выставки позаимствовали из рекламы средств женской гигиены, слоган которой гласил "Делай все. Ничего не чувствуй". «Все» изменили на «ничего».

Кураторов заинтересовало в этом слогане обещание бесчувственности – в нем они увидели симптом нашего времени и способ переживать большие и маленькие катастрофы современности. Кризис сменяется новым кризисом, и последовательность эта кажется бесконечной. В то же время, постоянное переживание чрезвычайной ситуации приводит к апатии и истощению, делает невозможным проживание самодостаточных эмоциональных фаз.

Работы, представленные на выставке, призваны исследовать и раскрыть спектр аффектов, связанных с вышеперечисленными симптомами. Выставка объединяет художественные практики, которые понимают безумие как широко распространенное состояние и своеобразную форму знания о чем-то важном.

До 24 апреля file.jpg

Источники фото:

https://www.albertina.at/site/assets/files/17933/franz_gertsch_irene_1980_c_olbrichtcollection.0x1200.jpg

https://mak.at/jart/prj3/mak-resp/images/cache/65ed25449584d0730f91718ff0dadc34/0x211E63F20244A00DAF1E4B5464B368D4.jpeg

https://mak.at/jart/prj3/mak-resp/images/cache/695deb593307ede92bbdc6336e4b4fe6/0x69010DBFC84683339568D0A4E46E090B.jpeg

https://mak.at/jart/prj3/mak-resp/images/cache/bd9e5c92c8abd056f875733948a362c5/0x2A6503C79F82C18A7EF21078EA490434.jpeg

https://mak.at/jart/prj3/mak-resp/images/cache/b762992a629ff1daa647c556bce56bc7/0x0496883019C82734FF012795AF5135A7.jpeg

https://www.mak.at/jart/prj3/mak-resp/images/cache/258c6b65a3a763073403b6e1ab0e6212/0x0FC7623B74C7C42CD8532A06167D9C04.jpeg

https://www.mumok.at/sites/default/files/styles/adaptive_gallery/public/1382/1_1.jpg?itok=yJ1khzP5

https://www.mumok.at/sites/default/files/styles/adaptive_gallery/public/1382/wolfgang-tillmans_crossing-the-international-date-line_web.jpg?itok=5DYLnrUT

https://www.belvedere.at/avantgarde-und-gegenwart-0

https://www.belvedere.at/ugo-rondinone

https://artmap.com/static/media/0000141000/0000140131.jpg

https://www.leopoldmuseum.org/media/image/800/5704.jpg

Дополнительная информация