Войти

Забыли свой пароль? Регистрация
Беседы об Австрии
Выставки марта. Что стоит увидеть уже сейчас

Выставки марта. Что стоит увидеть уже сейчас

Выставочный мир Вены не дает покоя избалованным зрителям, уставшим от ограничений и закрытых границ.

В первые месяцы нового 2021 года культурная программа пополняется новыми открытиями и проектами. Вот самые интересные из них.

Пейзаж. От Альбрехта Дюрера до Пауля Клее

Расположенная в историческом центре Вены галерея АЛЬБЕРТИНА – это уникальное сочетание имперской роскоши и большого искусства. Великолепное здание – бывший жилой дворец династии Габсбургов и художественный музей мирового значения – привлекает туристов и ценителей культурного наследия со всего мира. Галерея Альбертина располагает одним из крупнейших в мире собраний графики и время от времени радует посетителей шедеврами на заданную тему.

На сей раз нас приглашают совершить прогулку длиной в пять столетий и посмотреть на примере пейзажного жанра, как развивалось искусство.

В путь нас поведут только лучшие – Дюрер, Брейгель, Рембрандт, Каналетто, Лоррен, Фрагонар. От пейзажей северного и итальянского Возрождения мы плавно переместимся к французскому классицизму и голландцам, погрузимся в глубины немецкого романтизма и закончим поисками новой художественной выразительности XX века.

Галерея Альбертина
5 марта – 30 мая

1.png

Rudolf von Alt: Der Dachstein vom Vordenen Gosausee, 1838

Иоганн Якоб Хартман

Якоб Хартман жил и работал в Богемии. Мы знаем о нем не так много, однако, судя по его картинам, он был большим поклонником фламандской пейзажной живописи.

Хартманн был очень известным пейзажистом в Чехии в начале восемнадцатого века. Хотя мало известно о его ранней подготовке, он жил с 1702 года в Праге, где он был в состоянии изучить коллекции королевского замка Карлштейн. Замок был существенно перестроен и отреставрирован в конце XVI века, при короле Рудольфе II, знатоке искусств и наук, при котором Прага второй раз в истории после Карла IV стала культурным центром Европы. Его дворец украшали около 3000 картин и примерно столько же скульптур, стоимость которых была выражена головокружительной суммой в 17 млн гульденов. До XVII века Карлштейн служил чешской сокровищницей.

2.jpg

Johann Jakob Hartmann, das Wasser

Хартманн обновил темы, найденные в фламандском искусстве шестнадцатого века для аудитории восемнадцатого века, он находился под влиянием творчества Яна Брейгеля Старшего. Его картины имели большой спрос у современников и нашли свой путь в императорские коллекции в Вене, Бамберге, Праге, Старом дворце и в замках Чехии. Хартманн работал со своими сыновьями, которые также стали художниками. Благодаря цветовой композиции, решению пространства и света и кропотливости исполнения, картины входят в число лучших творческих достижений. Они выполнены на деревянных панелях необычно больших размеров. Для работ Хартманна характерны многочисленные фигуры, населяющие пространство, богатые цвета и тонкая манера письма.

Хартманн - яркий представитель богемского барокко пейзажной живописи типа "archaizing" (архаизм). Его картины задуманы как лесные пейзажи с далекой перспективой на реку Эльбу. Деревья, которые заполняют почти две трети каждой картины, изображены в отличие от реки, таким образом, что ветры проходят через долину в отдаленные города и горы. Противоположная сторона выглядит как фон оголенных деревьев с нарастающей молодой листвой. Принципы композиции, а также расположение цветовых пятен взяты из нидерландской пейзажной живописи раннего 17-го века, которую Хартманн внимательно изучал. Часто применяется ландшафтная схема "с краю леса", действие которой основано на контрасте между темным фоном леса и видом, наполненным светом и открытым в свободный пейзаж вдали.

Хартман ориентировался на работы Яна Брейгеля и создавал удивительные лесные пейзажи, тщательно прописывая мельчайшие детали. Иногда, чтобы разнообразить композицию, он вводил в свои картины небольшие событийные сценки на аллегорическую или религиозную тему. Галерея Бельведер располагает несколькими пейзажами Хартмана, среди них самые значимые – серия на тему четырех элементов. Эти работы и составляют ядро выставки.

Верхний Бельведер
До 29 августа

Йозеф Бойс. Думать, делать, претворять в жизнь

Йозеф Бойс – по праву считается одной из самых крупных фигур постмодернизма. Начиная с 1960-х годов он активно творил, изменяя в корне подход к самому искусству. С точки зрения Бойса (а он к тому же еще был и крупным теоретиком искусства), позиция художника должна быть активной, социальной и даже политически ориентированной.

Мастер прославился своими перформансами. Художник запирался с койотом, устраивал экскурсии для мертвого зайца, создавал скульптуры из жира.

По мнению кураторов выставки, большая ретроспектива Бойса особенно актуальна в ковидные времена, поскольку его работы помогают переосмыслить реальность.

Бельведер 21
4 марта – 13 июня

Шейла Хикс. Пряжа, деревья, река

Шейле Хикс 86 лет. Всю свою долгую жизнь она создает из пестрых нитей не только ткани и ковры, но и причудливые арт-объекты.

Своим творчеством Шейла бросает вызов традиционному понятию пластики. И правда, может ли быть скульптура сделана из нитей, тканей, шерстяного волокна? Если да, то какой величины? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно отправиться в Музей декоративно-прикладного искусства и увидеть воочию яркие инсталляции Шейлы Хикс.

Ковры у нее превращаются в эффектные абстрактные картины, а из войлока она творит грандиозные скульптуры.

Музей декоративно-прикладного искусства
До 4 апреля

3.jpg

Срок годности. Когда еда превращается в мусор

Музей естествознания посвятил довольно обширную экспозицию теме выбрасывания продуктов. Действительно, прежде и представить было сложно, что кто-то мог выкидывать еду! Теперь же, согласно статистике, треть продуктов оказывается на помойке. Кураторы выставки хотят обратить внимание посетителей на следующий факт: срок годности, указанный на упаковке, – это просто дата, удобная для производителя, чтобы непрерывно выпускать свой продукт. Нередко она не соответствует тому сроку, когда продукт портится. Выставку интересно будет посетить с детьми, поскольку на ней наглядно показан весь путь, который проделывают продукты, – от фермерских хозяйств до полки в супермаркете.

Музей естествознания
До 16 мая

На обложке: Jakob Alt, Blick auf Wien von der Spinnerin am Kreuz

Источники:

Дополнительная информация

  • Дата публикации:  24.03.2021