Выставочный мир Вены не дает покоя избалованным зрителям, уставшим от ограничений и закрытых границ.
В первые месяцы нового 2021 года культурная программа пополняется новыми открытиями и проектами. Вот самые интересные из них.
Пейзаж. От Альбрехта Дюрера до Пауля Клее
Расположенная в историческом центре Вены галерея АЛЬБЕРТИНА – это уникальное сочетание имперской роскоши и большого искусства. Великолепное здание – бывший жилой дворец династии Габсбургов и художественный музей мирового значения – привлекает туристов и ценителей культурного наследия со всего мира. Галерея Альбертина располагает одним из крупнейших в мире собраний графики и время от времени радует посетителей шедеврами на заданную тему.
На сей раз нас приглашают совершить прогулку длиной в пять столетий и посмотреть на примере пейзажного жанра, как развивалось искусство.
В путь нас поведут только лучшие – Дюрер, Брейгель, Рембрандт, Каналетто, Лоррен, Фрагонар. От пейзажей северного и итальянского Возрождения мы плавно переместимся к французскому классицизму и голландцам, погрузимся в глубины немецкого романтизма и закончим поисками новой художественной выразительности XX века.
Галерея Альбертина
5 марта – 30 мая
Rudolf von Alt: Der Dachstein vom Vordenen Gosausee, 1838
Иоганн Якоб Хартман
Якоб Хартман жил и работал в Богемии. Мы знаем о нем не так много, однако, судя по его картинам, он был большим поклонником фламандской пейзажной живописи.
Хартманн был очень известным пейзажистом в Чехии в начале восемнадцатого века. Хотя мало известно о его ранней подготовке, он жил с 1702 года в Праге, где он был в состоянии изучить коллекции королевского замка Карлштейн. Замок был существенно перестроен и отреставрирован в конце XVI века, при короле Рудольфе II, знатоке искусств и наук, при котором Прага второй раз в истории после Карла IV стала культурным центром Европы. Его дворец украшали около 3000 картин и примерно столько же скульптур, стоимость которых была выражена головокружительной суммой в 17 млн гульденов. До XVII века Карлштейн служил чешской сокровищницей.
Johann Jakob Hartmann, das Wasser
Хартманн обновил темы, найденные в фламандском искусстве шестнадцатого века для аудитории восемнадцатого века, он находился под влиянием творчества Яна Брейгеля Старшего. Его картины имели большой спрос у современников и нашли свой путь в императорские коллекции в Вене, Бамберге, Праге, Старом дворце и в замках Чехии. Хартманн работал со своими сыновьями, которые также стали художниками. Благодаря цветовой композиции, решению пространства и света и кропотливости исполнения, картины входят в число лучших творческих достижений. Они выполнены на деревянных панелях необычно больших размеров. Для работ Хартманна характерны многочисленные фигуры, населяющие пространство, богатые цвета и тонкая манера письма.
Хартманн - яркий представитель богемского барокко пейзажной живописи типа "archaizing" (архаизм). Его картины задуманы как лесные пейзажи с далекой перспективой на реку Эльбу. Деревья, которые заполняют почти две трети каждой картины, изображены в отличие от реки, таким образом, что ветры проходят через долину в отдаленные города и горы. Противоположная сторона выглядит как фон оголенных деревьев с нарастающей молодой листвой. Принципы композиции, а также расположение цветовых пятен взяты из нидерландской пейзажной живописи раннего 17-го века, которую Хартманн внимательно изучал. Часто применяется ландшафтная схема "с краю леса", действие которой основано на контрасте между темным фоном леса и видом, наполненным светом и открытым в свободный пейзаж вдали.
Хартман ориентировался на работы Яна Брейгеля и создавал удивительные лесные пейзажи, тщательно прописывая мельчайшие детали. Иногда, чтобы разнообразить композицию, он вводил в свои картины небольшие событийные сценки на аллегорическую или религиозную тему. Галерея Бельведер располагает несколькими пейзажами Хартмана, среди них самые значимые – серия на тему четырех элементов. Эти работы и составляют ядро выставки.
Верхний Бельведер
До 29 августа
Йозеф Бойс. Думать, делать, претворять в жизнь
Йозеф Бойс – по праву считается одной из самых крупных фигур постмодернизма. Начиная с 1960-х годов он активно творил, изменяя в корне подход к самому искусству. С точки зрения Бойса (а он к тому же еще был и крупным теоретиком искусства), позиция художника должна быть активной, социальной и даже политически ориентированной.
Мастер прославился своими перформансами. Художник запирался с койотом, устраивал экскурсии для мертвого зайца, создавал скульптуры из жира.
По мнению кураторов выставки, большая ретроспектива Бойса особенно актуальна в ковидные времена, поскольку его работы помогают переосмыслить реальность.
Бельведер 21
4 марта – 13 июня
Шейла Хикс. Пряжа, деревья, река
Шейле Хикс 86 лет. Всю свою долгую жизнь она создает из пестрых нитей не только ткани и ковры, но и причудливые арт-объекты.
Своим творчеством Шейла бросает вызов традиционному понятию пластики. И правда, может ли быть скульптура сделана из нитей, тканей, шерстяного волокна? Если да, то какой величины? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно отправиться в Музей декоративно-прикладного искусства и увидеть воочию яркие инсталляции Шейлы Хикс.
Ковры у нее превращаются в эффектные абстрактные картины, а из войлока она творит грандиозные скульптуры.
Музей декоративно-прикладного искусства
До 4 апреля
Срок годности. Когда еда превращается в мусор
Музей естествознания посвятил довольно обширную экспозицию теме выбрасывания продуктов. Действительно, прежде и представить было сложно, что кто-то мог выкидывать еду! Теперь же, согласно статистике, треть продуктов оказывается на помойке. Кураторы выставки хотят обратить внимание посетителей на следующий факт: срок годности, указанный на упаковке, – это просто дата, удобная для производителя, чтобы непрерывно выпускать свой продукт. Нередко она не соответствует тому сроку, когда продукт портится. Выставку интересно будет посетить с детьми, поскольку на ней наглядно показан весь путь, который проделывают продукты, – от фермерских хозяйств до полки в супермаркете.
Музей естествознания
До 16 мая
На обложке: Jakob Alt, Blick auf Wien von der Spinnerin am Kreuz
Источники:
Дополнительная информация
- Дата публикации: 24.03.2021