Войти

Забыли свой пароль? Регистрация
Беседы об Австрии
Выставка про восьмидесятые годы в музее Альбертина

Выставка про восьмидесятые годы в музее Альбертина

Тренд на 80е годы давно дает о себе знать в массовой культуре, как в музыке, так и в моде. Кураторский состав музея Альбертины решили препарировать вопрос более основательно, и собрали самые топовые работы художников-восьмидесятников на одноименной выставке.

О причинах организации выставки устроители пишут следующее: 



80-е годы - самое важное десятилетие для искусства нашей эпохи. Впервые искусство больше не определялось доминирующим стилем, таким как абстракция или поп-арт. 80-е годы отличаются беспрецедентным стилистическим плюрализмом, который отразился на целом ряде произведений прошлых десятилетий: 80-е годы стали колыбелью постмодернизма. 

На выставке представили около более 160 работ художников, которые не только определили это десятилетие, но и чье творчество определило судьбу искусства далеко 21 века.

Чем вообще 1980-е годы для европейских стран? Это время нео-либерализма: в обществе, политике и экономике. Маргарет Тэтчер и Рональд Рейган правят англо-американским миром с помощью консервативных сил. Появление первых персональных компьютеров, видеоигр, глобализация, открытие национальных границ и растущая мобильность наводят на мысль о мире, пребывающем в относительной гармонии. Рекорды посещаемости кинотеатров, технический прогресс и соблазн потребления обещают радужное будущее. То тут, то там слышны разговоры о конце истории, о пресыщенном, доминирующем на Западе мировоззрении.

И все же: после жертв и трагедий Второй мировой войны в авангард идет поколение, которому надоела послевоенная духота. Поколение, для которого процветание и комфорт отнюдь не являются чем-то постыдным. Одновременно есть те, кто продолжает видеть мир биполярным, в конфликте между Востоком и Западом, кто ощущает давление ядерного вооружения. В те же годы более остро поднимается вопрос объединения Германии.

Это десятилетие бунтарства, из радиоприемников звучит электромузыка с бессмысленными текстами, new-wave и панк открыто демонстрируют свое недовольство обществом. Авангард выходит из подполья, экспериментируя и сомневаясь. Искусство 1980-х годов красочно и многогранно. Оно может быть каким угодно, но только не скучным. В восьмидесятые годы все вдруг стало возможным. Великие социальные и политические потрясения отчетливо видны и в искусстве. Группы художников порывают с укоренившимся художественным истеблишментом, свергают авангард: "молодые дикие" заново открывают для себя изобразительное искусство и выставляются - столь же самоуверенные, сколь и социально активные - под названием "Heftige Malerei" (яростная живопись).

Не одна история, но множество небольших повествований определяют 1980-е годы. Разнообразие в мыслях и действиях, знаниях и убеждениях выдвигается на первый план. Расширение границ во многих отношениях и создание сетей - вот основные характеристики этого времени. Как и вряд ли какое-либо другое десятилетие, восьмидесятые впечатались в память тех, кто пережил это десятилетие. Но пронзительные ретро-видения, которые возрождаются с циклической периодичностью, продолжают вдохновлять молодые поколения и сегодня. После бесплодных лет концептуального искусства и минимализма Neue Wilde выражают себя красочными и, прежде всего, экспериментальными способами. На первый план выходят открытия и радость нового. Экспериментальная лаборатория, которая не боится китча и пафоса.

В изобразительном искусстве "все, что угодно" анархически настроенного австрийца Пауля Фейерабенда проявляется в стилистическом богатстве. Так называемый голод на образы, предвещающий это десятилетие, отраженный в экспрессивных жестах Junge Wilde на крупноформатных полотнах, может быть понят только как противодействие минималистским и концептуальным течениям 1960-х и 1970-х годов. Теперь абстрактное искусство соседствует с осязаемой фигуративностью, эмоции - с рациональной холодностью. Новые медиа, наступающий цифровой век порождают новое искусство шифра, вымысла и копии.

1980-е годы, от Джеффа Кунса и Дженни Хольцер до Жан-Мишеля Баския и Кита Харинга, Синди Шерман и Ричарда Принса, являются колыбелью сегодняшнего искусства. В произведениях этих лет художники поднимают вопросы присвоения и авторства, попутно критикуя культуру потребления. Среди других представленных художников: Джефф Кунс, Кит Харинг, Роберт Лонго, Синди Шерман, Шерри Левин и Дженни Хольцер. Их искусство знаменует собой важный поворотный момент в новейшей истории искусства.

Не только основные представители американского Picture Generation и Approbiation Art представлены на выставке о 80-х, но и самые важные экспоненты итальянского Трансавангарда, а именно: Франческо Клементе и Сандро Чиа, а также их немецкие коллеги: Мартин Киппенбергер и Альберт Олен, который остается влиятельным и сегодня, а также самые важные австрийские художники 80-х, Бригитте Кованц и Изольда Йохам, в дополнение к Герберт Брандлю и Марии Лассниг, Францу Весту и Петеру Коглеру. Их работы также же натурально вписаны в контекст международного “звездного” состава на выставке "80-е” в Альбертине.




Isolde Joham

Electric Rider, 1981



Jean Michel Basquiat

The Thinker, 1986



Bruce Nauman

Sex and Death by Murder and Suicide, 1985




Jenny Holzer & Lady Pink (geb. 1950 in Gallipolis)

Savor kindness because cruelty is always possible later 1983/1984





Дополнительная информация