Войти

Забыли свой пароль? Регистрация
Беседы об Австрии
Выставка Эрвина Вурма в MAK WIEN

Выставка Эрвина Вурма в MAK WIEN

Медея Маргошвили
Медея Маргошвили
историк искусства и архитектуры, экс-сотрудница научного отдела Московского музея современного искусства (ММОМА), автор телеграм-канала Around Barthes

Вена славится десятками музеев, но не многие знают, что важную часть из них составляют музеи современного искусства. В одном из таких музеев - Museum für angewandte Kunst, или сокращенно MAK - показывают высокого уровня выставочные проекты, связанные с практикой современных художников.

Музей был открыт еще в 1864 году и его коллекция изначально базировалась на артефактах декоративно-прикладного искусства. Потом руководство музея решило несколько расширить этот профиль и пополнять коллекцию произведениями современного искусства и архитектуры.

На сегодняшний день собрание Музея прикладного искусства делится на следующие разделы: искусство ковров, искусство Китая-Японии-Кореи, декоративно-прикладное искусство от Ренессанса до Модерна и, наконец, Венский дизайн от 1900-х до 1940-х годов.

Кстати, в период с 1939 по 1945 годы собрание на тот момент «Государственного музея прикладного искусства в Вене» (Staatliches Kunstgewerbemuseum in Wien) пополнялось предметами искусства, конфискованными нацистами из частных собраний еврейских семей. По идее, все те конфискованные произведения были возвращены потомкам семей, у которых они были изъяты - так называемая реституция произведений искусства. Но иногда случаются и исключения из правил, о чем в 2015 году был снят прекрасный фильм «Женщина в золотом» («A woman in gold»)- о судьбе одной из самых известных картин Густава Климта. Произведения последнего также имеются в коллекции музея MAK.

Но в этой статье мы бы хотели рассказать не о Густаве Климте, а о художнике по имени Эрвин Вурм, у которого в музее Прикладного искусства открылась выставка. Эрвин Вурм - наверное, один из самых известных ныне живущих австрийских художников, хотя его известность давно перевалила за океан - даром что живет он между Веной и Нью-Йорком. Окончив факультет истории искусства в Зальцбурге в конце 19070х, Вурм продолжил чисто-художественное обучение: сначала в Колледже прикладных искусств в Зальцбурге, а потом и в Вене.

Ему принадлежит целый ряд скульптурных «открытий» периода поздних 1980х - начала 1990х годов. Ни много ни мало, Вурм задал вектор развития пост-модернистской скульптуры и значительно повлиял на то, какой мы видим современные фокусы художников, работающих со скульптурой и инсталляцией сейчас.

0x1ec8d71161db0161ff3d2114c123125d.jpeg

0x34e90bc5d8142a79ac11e466b1af497a.jpeg

0x068841bcc7c96e6822d8aff4f0807fb5.jpeg

На выставке, при том, приставлены не хиты последних 30 лет, а свежий проект Вурма «Dissolution» (растворение). Это керамические полу-абстрактные, полу-аморфные скульптуры, в которых довольно легко видна форма и материя, но не так уж легко считывается содержание. Как это часто присуще всякому «позднему» периоду творчества художника (периоду, следующему после ряда громогласных художественных серий), Вурм, увлекся свободной игрой в бисер - или игрой в керамику и форменную бесформенность, если угодно.

Именно поэтому он назвал свой проект «Растворением»: речь идет и о растворении форм в материи, и о растворении одной материи в другой (керамика, которая используется за основу, растворяется в толстом слое глазировки, покрывающем скульптуры). Если быть точнее, Вурм обратился в этом проекте к технике так называемого «боццетто», которую скульпторы эпохи Возрождения использовали как эскиз, предварительный этюд, выполняемый из глины, воска или гипса, для проверки общего впечатления перед выполнением произведения в твёрдом материале. То есть это своего рода жанр незаконченной скульптуры, который Вурм возводит в ранг самодостаточного, а не подготовительного.

Кураторы выставки называют эти скульптуры «перформативными жестами», памятуя важность роли перформанса для ранних художественных практик Эврина Вурма. С "Растворением" Вурм отправляется на экспериментальные поиски формы, но процесс создания этих форм оказывается неподвластным контролю.

Как бы то ни было, ощущение движения они явно передают и в этом ощущении самым интересным образом противопоставляются классическим скульптурам из собрания музея, наряду с лепниной и фресковым декорациям, мебели конца XVIII века. В целом, это фокус, отработанный музейщикам годами - сталкивать современное искусство и классические музейные коллекции. От такого столкновения обычно выигрывают все, и кажется, текущая выставка Эрмина Вурма - еще одно тому доказательство.

Cсылки и источники изображений:

(c. https://ropac.net/news/487-erwin-wurm-dissolution/)

URL:

https://artlogic-res.cloudinary.com/w_1100,c_limit,f_auto,fl_lossy,q_auto:good/ws-ropac/usr/library/images/main/news/487/0x1ec8d71161db0161ff3d2114c123125d.jpeg

https://artlogic-res.cloudinary.com/w_1100,c_limit,f_auto,fl_lossy,q_auto:good/ws-ropac/usr/library/images/main/news/487/0x34e90bc5d8142a79ac11e466b1af497a.jpeg

https://artlogic-res.cloudinary.com/w_1100,c_limit,f_auto,fl_lossy,q_auto:good/ws-ropac/usr/library/images/main/news/487/0x068841bcc7c96e6822d8aff4f0807fb5.jpeg

https://artlogic-res.cloudinary.com/w_1100,c_limit,f_auto,fl_lossy,q_auto:good/ws-ropac/usr/library/images/main/news/487/0xdee7e5f1236e5cdcfa856a773d8be311.jpeg


Дополнительная информация