Минувшим летом Исторический Музей открыл в своих стенах одну из самых ярких выставок года – «Альбрехт Дюрер. Шедевры гравюры из собрания Пинакотеки Тозио Мартиненго в Брешии». Но, прежде чем писать о выставке, попробуем освежить в памяти, чем же так приглянулся Дюрер искушённым зрителям и любителям искусства.
В первую очередь, нельзя не отметить то грандиозное влияние, которое Альбрехт Дюрер (1471-1528), уроженец немецкого Нюрнберга, оказал на культуру производства гравюры. Если до Дюрера к гравюре относились как к довольно функциональному виду тиражирования информации, то Дюрер возвел этот вид искусства до совершенства – и таким образом возвысил гравюру до небывалых высот. Особенность его метода, или гения – как угодно, заключалась в соединении присущего немецким художникам скрупулезного взгляда на предметы и портретируемых с характерной для поздней готики экспрессивностью и выразительностью. В придачу к вышеупомянутому, Дюрер был одним из немногих, кто учился рисунку у итальянцев. У них он научился строить форму и сбалансированные композиции и один этим значительно выделялся среди своих коллег из северных земель.
В экспозиции «Альбрехт Дюрер. Шедевры гравюры из собрания Пинакотеки Тозио Мартиненго в Брешии» представили 146 гравюр Дюрера, в том числе такие хиты, как «Меланхолия I», «Адам и Ева» и все листы из серии «Апокалипсис». Все эти хиты – или почти все – хранятся в одном из самых полных собраний пожизненных гравюр художника – в пинакотеке Тозио Мартиненго в Брешии. В него входят 162 оригинальных гравюры мастера и 129 старинных копий его работ. Все это – преимущественно резцовые гравюры.
В Москву приехала большая часть – 146 гравюр. Другие листы подсобрали из коллекций Пушкинского музея и Эрмитажа. Эта выставка – большое событие хотя бы потому, что отпечатки из собрания Пинакотеки Брешии никогда прежде не покидали Италию. А те, что взяли из ГМИИ им Пушкина и Эрмитажа – «Портрет Эразма Роттердамского», «Святой Иероним в келье» – никогда раньше не показывались публично.
Показали и один из любимейших «проектов» самого Дюрера – Апокалипсис. Текст Апокалипсиса был одной из самых ходовых тем средневекового искусства. И если в раннем средневековье сюжеты Откровения Иоанна Богослова встречались буквально на полях текстов в качестве выразительных заметок, то с XV века в Апокалипсисах иллюстрации значительно превалируют над текстом, который теперь уже сам превратился в комментарий к изображению, а не иначе.
Популярность Апокалипсиса была связана с регулярными ожиданиями конца света. Не удивительно, что тема заинтересовала и Дюрера. Впервые он берется за нее в 1495 году, вернувшись в Нюрнберг из странствий, и к 98 году создает уже 17 гравюр на металле. «Апокалипсис» задумывался художником как полноценная книга: сам он называет серию «Большой книгой».
От обычной книжной иллюстрации гравюры Дюрера отличает масштаб – это листы большого размера, что было не столь привычно для ксилографии XV-XVI веков. Видно и свободное отношение Дюрера с текстом, точнее даже сказать, с тем, какие фрагменты текста иллюстрировать, а какие – нет. Сегодня также с текстом работают, скажем, и режиссеры, и иллюстраторы. Для тех времен рассмотрение текста и изображения в двух параллельных плоскостях было новшеством.
Также на выставке представлена и самая, наверное, знаменитая вещь мастера – «Меланхолия I». О ней одной историки искусства пишут монографии и диссертации: например, исследование Петера-Клауса Шустера составляет два тома, а режиссер Ларс фон Триер вдохновился на одноименный фильм (2011). В эпоху романтизма, когда поколение юных художников вновь открыло для себя творчество Дюрера, «Меланхолия» стала одним из наиболее популярных изображений, использующихся в репродукциях и иллюстрациях. Популярность «Меланхолии» тем не менее не снижает сложности понимания этой гравюры, со всеми ее тайными и не очень символами и посланиями, иные из которых оказывается не так легко распознать.
Сама по себе гравюра – совсем небольших размеров, 23.9 на 18.8 см. В то же время деталей в гравюре больше, чем можно было бы себе представить. Первым делом обращаешь внимание на надпись сверху – «MELENCOLIA I», и на центральную фигуру, опознать которую наверняка не удается никому. То ли это женская фигура с крыльями, то ли это ангел-хранитель, то ли это автопортрет самого художника.
Интересно, что Меланхолию Дюрер писал не для себя даже, а для эрцгерцога Максимилиана, для которого Дюрер сделал и множество других заказов. Эрцгерцог, в свою очередь, по свидетельствам современников боялся приступов Меланхолии, и тогда это произведение можно рассматривать как своего рода необычный вид оберега, или метафоры, которой было суждено воплотиться визуально, но ни в коем случае не ментально.
Из других хитов Дюрера показывают гравюры на евангельские темы «Адам и Ева», «Блудный сын», античную реминисценцию «Аполлон и Диана», а также иллюстрации к известной античной поэме Гесиода «Труды и дни». Там же представлены и ранние, вырезанные на медной доске любовные и жизненные сюжеты, наподобие «Неравной пары» (1495) и «Мужской бани» (1496), в которой среди персонажей Дюрер, как водится, изобразил и себя.
Сегодня мы больше знакомы с живописными работами Дюрера и его рисунками, но ведь именно тиражные серии были основой заработка художника, а не монументальные работы. При этом, насущная проблема работников художественной среды существовала уже в те времена – копиисты отнимали хлеб Дюрера, нагло копируя его работы и выдавая за свои. Оттого еще интереснее, что кураторы выставки решили показать копии с Дюрера наряду с оригиналами. Конечно, если отмести финансовые потери, популярность Дюрера среди недобропорядочных коллег – еще одно подтверждение таланта гравера.
Один из самых известных «поклонников» Дюрера жил отнюдь не в Германии, а в Италии, его звали XVVV Раймонди. Среди прочего, он скопировал целую серию на листах из «Жизни Марии», и даже не постеснялся поставить монограмму Дюрера AD. При этом, Раймонди использовал более легкую технику гравировки – гравировку по меди. Полный комплект своей версии «Жизни Марии» он закончил в 1511 году. Когда – вслед за серией, в копилку скопированых Раймонди работ добавилось еще несколько сотен гравюр Дюрера, последний отложил все свои северные дела и поехал в Венецию… судиться.
Венецианский суд не разделил ярости и лишь запретил Раймонди ставить монограмму Дюрера на своих копиях. Этот эпизод описан в одном из писем самого Дюрера:
«У меня много друзей среди итальянцев, которые предостерегают меня, чтобы я не ел и не пил с их живописцами. Многие из них мне враги; они копируют мои работы в церквах и везде, где только могут их найти, а потом ругают их и говорят, что они не в античном вкусе и поэтому плохи».Но справедливости ради надо отметить, что известный религиозный цикл «Жизнь Марии», который Дюрер изготовлял на заказ в 1507 – 1512 годы, на выставке представлен не оригиналами мастера, а как раз копиями, сделанными на меди Маркантонио Раймонди. Так, нерадивый копиист сегодня сослужил добрую службу кураторам выставки, для которых оригиналы религиозного цикла оказываются недоступными.
Среди прочих любопытных сюрпризов, экспозиция дополнена предметами декоративно-прикладного искусства из Исторического музея, созданными в Германии на рубеже XV–XVI веков для создания полноценного погружения не только в творчество даровитого нюрнбергца, но и понимания эпохи, в которой этому дарованию выпала удача жить и работать.
Отдельного внимания стоит архитектура выставки, которой занимались Агния Стерлингова и Елена Рассадина (бюро Planet9). Они попытались внедрить художественные приемы Альбрехта Дюрера в принцип архитектурного дизайна и получилось, надо сказать, лучше, чем можно было бы себе представить. Как ни странно, многие ссылаются на выставку Дюрера в Историческом музее как на удачнейший прием тонко продуманного оформления выставки, не уступающего, не побоимся этого слова, уровню выставленных шедевров. Каждый из залов архитекторы украсили инсталляцией, вдохновленной темой и контекстом выставленных работ.
Так, сами архитекторы выставки пишут, что непосредственно техника производства резцовой гравюры на медной шлифованной доске инспирировала их внедрить золотистые нити в один из залов экспозиции. «Вход на выставку проходит через мерцающий коридор-матрицу, который затем становится навигационной артерией проекта». А комета с гравюры «Меланхолия I» навела экспозиционеров на идею разместить макет небесного тела над потолком.
Вместо заключения, хотелось бы отметить, что творчество Дюрера активно представлено и в коллекциях австрийских музеев. Собственно, Kunsthistorisches Museum и венская Альбертина могут похвастаться самым крупным собранием работ мастера – около 140 (в прошлом году они делали свою версию ретроспективы художника – https://www.albertina.at/ausstellungen/albrecht-duerer/ ).
И, если бы на этом заканчивались богатства венских художественных институций… Венская Академия художеств, по заветам, хранит в серебряном реликварии прядь волос легендарного мастера гравюры и одного их самых ярких представителей Северного Ренессанса.
1 https://prorus.ru/projects/vystavka-albreht-dyurer-shedevry-gravyury-v-gim/
Источники изображений: