Кто сегодня не знает Вольфганга Амадея Моцарта? Конечно, его музыка – признанная история мировой культуры. Часть воспитания и образования многих поколений музыкантов и просто людей по всему миру.
Каждый из нас знает отдельные факты об этой неоднозначной, но такой интригующей личности. Вольфганг Амадей Моцарт — самая мифологизированная личность в истории музыки. Большего количества слухов, легенд, детективных историй и вымыслов не породила ни одна биография. Сегодня попытаемся с вами погрузиться в мир фактов о признанном гении – что из этого правда, а что миф – наверное, мы никогда не узнаем. Но попробуем.
Как известно, Моцарт — вундеркинд, писавший музыку с четырех лет. Правда, что он был европейской суперзвездой, но спускал все состояние на парики и женщин? А некоторые и более того, говорят, что он воровал чужие идеи! Свой «Реквием» написал, предчувствуя свою смерть? И правда ли, что его отравил Сальери?
Некоторые слухи появились еще при жизни Моцарта благодаря его родственникам, друзьям и простым знакомым. Некоторые пришли гораздо позже — в эпоху романтизма, то есть в начале XIX века: романтиков вдохновляло как творчество Моцарта, в особенности сюжет о Дон Жуане, так и его ранняя смерть.
Разберемся, откуда взялись мифы о великом композиторе.
Миф 1. Моцарт был вундеркиндом, начал играть и писать музыку в четыре года
Как ни странно – это практически правда.
Моцарт действительно был вундеркиндом, и, пожалуй, самым знаменитым вундеркиндом в истории мировой музыки. Он, действительно, начал играть рано и овладевал этим искусством феноменально быстро. Леопольд Моцарт, легендарный музыкальный педагог, так описывал удивительные успехи сына в игре на клавире, ранней версии современного пианино: «Менуэт и трио Вольфгангерль выучил 26 января 1761 года в половине десятого вечера в течение получаса, за день до того как ему исполнилось пять лет». Параллельно мальчик учился и игре на скрипке — одну из его детских скрипок сегодня можно увидеть в Зальцбурге, в доме, где он родился. Сразу после рождения сына Леопольд Моцарт издал учебник «Опыт фундаментальной школы игры на скрипке» и, по всей видимости, начал его применять на практике. В семь лет Вольфганг Моцарт уже играл на скрипке для архиепископа, а в восемь лет начал выступать, играя на органе.
Первые дошедшие до нас автографы Моцарта относятся к 1764 году — их автору тогда было восемь лет. До этого момента импровизации, а затем и композиции ребенка записывал отец. Судя по его педантичным заметкам, Моцарт завершил самую раннюю импровизацию в пять лет, в апреле 1761 года. Менее чем через год он написал свою первую пьесу — Аллегро для клавира фа-мажор. Из числа мировых классиков только Сергей Прокофьев приступил к искусству композиции в столь же раннем возрасте.
Миф 2. Моцарта насильно заставляли заниматься музыкой
Это неправда.
Леопольд Моцарт был прогрессивным и талантливым педагогом, поэтому воспитывал не кнутом, а скорее, пряником. Его воспитательный принцип требовал времени, усилий и преданности своему делу: так ему удалось не навредить дару обучаемого грубым вмешательством. Он никогда не применял к детям телесные наказания. При этом в глазах Вольфганга авторитет отца был непререкаем — он чуть ли не молился на него, утверждая, что «за Господом идет сразу Папа». Отец, в свою очередь, видел в нем гения.
Вольфганг так поражал родителей своим даром, что его скорее баловали. Иоганн Адольф Хассе, один из знаменитых композиторов - современников, даже опасался: «Только бы отец не слишком избаловал его и не испортил фимиамом преувеличенной похвалы».
Миф 3. Моцарт сразу стал ребенком-звездой и выступал по всей Европе
Так оно и было.
Леопольд Моцарт был отцом двух вундеркиндов: Наннерль, старшая сестра Вольфганга, тоже росла многообещающей исполнительницей. Их первые гастроли начались уже в январе 1762 года, когда младшему Моцарту исполнилось шесть лет, а его сестре было десять. Пусть Мюнхен, куда они отправились, и находит¬ся недалеко от Зальцбурга, все же это были настоящие гастроли. При дворе курфюрста Баварии Максимилиана III Иосифа они провели почти три недели.
Вместе с сестрой маленький Вольфганг объездил все музыкальные столицы Европы. Уже через полгода после триумфа в Мюнхене семейство с детьми отправилось в Вену. На одной из остановок они дали первый в своей жизни публичный концерт, а в Вене их ожидала целая серия выступлений: и при дворе Марии Терезии, и в аристократических салонах, и в домах зарубежных послов. Тогда же они получили предложение выступить в Версале. Летом 1763 года семья в полном составе отправилась на три года в тур¬не по Европе: Мюнхен, Аугсбург, Ульм, Людвигсбург, Брухзаль, Мангейм, Шветцинген, Франкфурт-на-Майне, Кобленц, Бонн, Кёльн, Ахен, Брюссель и, наконец, Париж и Версаль. Это лишь те города, в которых они давали концерты. Главной целью путешествия был прием у Людовика XV в Версале. А следующей целью стал Лондон. Георг III был настолько восхищен выступлением, что пожелал снова услышать юных гениев на торжествах по случаю очередной годовщины своего вступления на престол.
После почти годового пребывания в Англии странствия продолжились: Кентер-бери, Кале, Лилль, Гент, Антверпен, Гаага, Амстердам, Утрехт, Антверпен. Снова Брюссель, Париж, Версаль, Дижон, Лион, Женева, Лозанна, Берн, Цюрих, Донауэшинген и вот, наконец, опять Мюнхен и Зальцбург. Вольфгангерль возвратился домой известным музыкантом, выступавшим перед королями и правителями. В преддверии его четырнадцатилетния семья уехала в Италию. Второе и третье итальянские путешествия, в которые в 1771 и 1772 годах отправилась только мужская часть семьи Моцарт, были триумфальными. Европа была покорена, а с нею — весь музыкальный мир.
Миф 4. Моцарт был гением, поэтому много зарабатывал
Действительно.
За годы гастролей Моцарту удалось заработать много денег: его семья стала одной из самых обеспеченных в провинциальном Зальцбурге. В 18 лет Вольфганг уже получал ежегодное жалованье в 150 гульденов в качестве концертмейстера придворной капеллы. Но это было не единственным источником его благосостояния. Поклонники, в том числе монаршие особы, регулярно дарили ему подарки. Как правило, это были драгоценности, которые музыкант, согласно практике того времени, прагматично «обналичивал». Немалый доход приносили европейские постановки его опер и публикации. Он также продолжал выступать как виртуозный исполнитель.
В 25 лет Моцарт решил окончательно переехать в Вену, ушел со службы и стал свободным художником. К нему по-прежнему приходили заказы, его оперы и выступления были как всегда успешны. В течение четырех лет он проводил авторские концерты — так называемые «академии» — для самой блестящей публики, включая императорскую чету. За один из таких концертов он получил гонорар почти в 1600 гульденов.
Как и большинство музыкантов того времени, Моцарт зарабатывал не только гастролями, концертами и театральными представлениями, но и частными уроками — по 3–4 занятия каждый день. Количество учеников из богатых, желательно аристократических семей было гранью успеха в музыкальной среде.
В 30 лет Моцарт жил в Вене уже с семьей и получал постоянное годовое жалованье как придворный камерный музыкант при австрийском дворе. От него требовалось только обеспечивать музыкальное оформление балов — это была скорее почетная должность, чем тяжелая работа. Австрийский император Иосиф II заказал ему оперу, а король Пруссии Фридрих Вильгельм II — шесть струнных квартетов.
Моцарта считали модным композитором, поэтому были готовы платить за его работы. Впрочем, признание его таланта не было безоговорочным. Гораздо большее признание получили при жизни его современники — Антонио Сальери, Доменико Чимароза, Висенте Мартин-и-Солер. Моцарт считал, что заслуживает большего, и с удовольствием цитировал в письме отцу похвалу одного вельможи — «такие люди появляются только раз в 100 лет».
Миф 5. Моцарт использовал чужие идеи
Никогда.
Оригинальность стала считаться главным достоинством музыки уже после смерти Моцарта: девизом романтического века была идея изобретения музыкального материала. А в современной Моцарту культуре еще не сформи¬ровались представления о своих и чужих идеях, в современном понимании - плагиата. В основе творчества была работа по образцам — такой моделью мог быть жанр, стиль и даже сочи¬ненная кем-то музыкальная тема. Поэтому исторический стиль этой эпохи сейчас более узнаваем, чем индивидуальные стили отдельных авторов.
Миф 6. Богатым был, но не умел распоряжаться деньгами и жил бедно
Частично это так.
Крайняя бедность композитора — это, конечно, миф. Его создала Констанца Моцарт, после смерти мужа просившая помощи у его влиятельных знакомых. Долги удалось погасить довольно быстро, а значит, их было не очень много
Впрочем, деньгами Моцарт действительно распоряжался не вполне умело, хотя постоянно пытался убедить отца и семью в обратном. Все заработанное он тратил на съем дорогостоящего жилья в центре Вены, на содержание слуг и собственной упряжки, на гостей, на одежду для себя и любимой жены, на регулярный уход за внешностью, соответствующий требованиям правящего двора. Свадьбу он сыграл в главном венском соборе — Святого Стефана. В последние годы жизни компо¬зитора Констанца посещала дорогой курорт, что составило отдельную весомую статью расходов. Сложно сказать, было ли лечение необходимостью или такой же данью моде, как дорогие наряды.
Моцарт не мог контролировать не только свои расходы, но и доходы. Он абсолютно точно не досчитался авторских гонораров от многих театров, ставивших его оперы. Авторское право тогда соблюдалось неаккуратно, а отслеживать должников Моцарт не любил и не умел. Он любил и умел сочинять и исполнять музыку — и тратил на это все свое время. В последние четыре года жизни его материальное положение сильно ухудшилось. Но не по вине самого Моцарта: Австрия вступила в войну, что повлекло за собой экономический кризис. Меценаты стали менее щедрыми, а дожить до лучших времен композитору не довелось.
Конечно, историй о Моцарте существует великое множество. С каждым годом изучения биографии этого великого композитора-из становится только больше. Уверена, интерес к этой потрясающей фигуре не утихнет никогда, а любовь к его музыке-признанной классике-будет расцветать и усиливаться с каждым новым поколением.
Ну а мы с вами ещё ни раз вернёмся к исследованию биографии Вольфганга Амадея Моцарта.