Войти

Забыли свой пароль? Регистрация
Беседы об Австрии
Венский Музей Зигмунда Фрейда: концептуальный подход к психоанализу

Венский Музей Зигмунда Фрейда: концептуальный подход к психоанализу

Заголовками о том, что после многомиллионной реконструкции венский музей-квартира Зигмунда Фрейда открывает свои двери для посетителей, в начале сентября пестрели полосы светских журналов и газет. Гости впервые смогут побывать в квартире, где жила семья Фрейда и увидеть посвященную психоанализу экспозицию и коллекцию концептуального искусства.

Музей Зигмунда Фрейда, великого психоаналитика и невролога, расположенный в жилом доме 1890 года, где психолог жил и работал на протяжении чуть менее полувека, вновь открылся после реконструкции, на которую власти Вены выделили более € 4 млн.

Как говорит директор музея Моника Песслер, дом по адресу Берггассе, 19 одновременно служит «напоминанием о самых мрачных днях в истории», так как семье Фрейда пришлось в одночасье покинуть его, пытаясь спастись от нацистского режима в июне 1938 года. Их личные вещи, среди которых знаменитая кушетка, где лежали пациенты во время сеансов психоанализа, были направлены следом за семьей в Лондон, где до сих пор хранятся в доме-музее Фрейда в Хэмпстеде.

Госпожа Песслер, руководящая венским музеем, в коллекции которого почти нет оригинальных объектов, называет себя «королевой без владений». Тем не менее, как говорит она сама, именно это «присутствие отсутствия» играет основную роль в сегодняшней концепции музея. Несмотря на то, что интерьер приемной у входа в кабинет Фрейда воссоздан с помощью оригинальной меблировки, отданной в дар музею дочерью психиатра Анной в 70-е годы прошлого века, место, где стояла кушетка, остается пустым.

Благодаря реконструкции под чутким взором Германа Чеха, Вальтера Ангонезе и бюро Artec Architects, посетители впервые получат доступ к расположенной в мезонине квартире Фрейдов. Пространству частично вернули оригинальный вид, в том числе сняв поздние слои краски со стен кабинета Фрейда и раскрыв его любимый темно-красный цвет.

Постоянную экспозицию увеличили вдвое, а секторы, посвященные теории психоанализа и жизни семьи, обновили. Поднимаясь по новой лестнице, зрители знакомятся с историей дома через отрывки из дневников самого Фрейда, которые не были опубликованы при его жизни, и где он пишет о Первой мировой войне, о смерти своей дочери Софи от испанского гриппа в 1920 году и об аннексии Австрии нацистами в 1938 году. Зал, примыкающий к отреставрированному фойе, посвящен четырем сестрам Фрейда, которые были убиты в нацистских концентрационных лагерях. Холокост пережил только его брат.

На нижнем этаже, где Фрейд написал «Толкование сновидений», вышедшее в свет в 1899 году, и где начал принимать первых пациентов, к которым применял «лечение разговором», до недавнего времени были расположены административные помещения. Сегодня здесь оборудованы экспозиционные залы, в них представлена коллекция концептуального искусства, собранная в 90-е годы прошлого века художником Джозефом Кошутом. Песслер говорит, что задумала экспозицию, которой она дала название «Скрытые мысли визуального характера» как «антитезу белому кубу», в которой произведения искусства отсылают к разнообразным психоаналитическим темам. Среди них и металлическая кушетка Франца Веста, и неоновая инсталляция Пьера Паоло Кальцолари со словом “avido”, что в переводе с итальянского означает «алчный».

В витрине фасада здания, которая раньше являлась единственным элементом музея, отведенным под выставочные пространства для предметов искусства, разместилась новая инсталляция Роберта Лонго, изображающая приближающуюся штормовую волну. По словам госпожи Песслер, этот образ принял новое значение в свете сегодняшнего коронавирусного кризиса. Директор венского музея уверена, что, хоть экономический кризис и будет «иметь тяжелые последствия для всех культурных институций», хуже всего это время отразится на музеях, которые находятся на завершающих этапах переговоров о сборе средств на новые проекты.

До реконструкции музей ежегодно посещало 110 тыс. человек, подавляющее большинство из которых составляли туристы. Благодаря работам, реализованным при экономической поддержке муниципалитета Вены, федерального правительства Австрии и некоторых частных спонсоров, здесь появились новые элементы инфраструктуры, как например, конференц-зал, зал для мероприятий, а также магазин и кафе, которые должны были помочь увеличить число посетителей. Теперь же ожидается, что посещаемость музея составит лишь 20% от прежнего уровня, и в музее намерены сосредоточиться на программах и выставках, ориентированных на местного посетителя. Конечно и сегодня госпожа Песслер надеется, что в будущем музей вновь начнет принимать посетителей со всего света. Она уверена, что сегодня, в это тревожное время, публика как никогда нуждается в человеческом контакте, по которому все успели соскучиться за период полного карантина. «Возможность постоять в пустом кабинете, где люди лежали на кушетке и делились своими тревогами с Фрейдом, значит очень много. Это чувствуется, и этот непосредственный опыт дает гораздо больше информации».

Дополнительная информация