Войти

Забыли свой пароль? Регистрация
Беседы об Австрии
Вена как мультикультурная столица

Вена как мультикультурная столица

Если мы предложим вам представить себе, как вы прогуливаетесь по Вене, что предстанет перед вашим воображением? Наверняка, узкие улочки с историческими зданиями, венцы прогуливаются по витиеватым улицам с барочными зданиями и дворцами, сидят на верандах уютных кафе за чашечкой знаменитого кофе на металлическом подносе, наслаждаясь куском Захера за беседой о культуре на венском диалекте с его мягким произношением?

В какой-то степени все эти представления соответствуют реальности. И одновременно – не совсем.

вена0.png


Если в выходной пройтись по блошиным рынкам, то у многих торговцев можно найти старинные открытки и фотографии города (отличный сувенир, между прочим). На них Вена такая же как сейчас, многие здания и улочки, особенно в центре, совсем не изменились. Однако, Вена вовсе не мечта, застывшая городским пейзажем где-нибудь в постоянной экспозиции Музея истории искусств. Это живой и современный город, в котором, пусть и слегка неспешно, но бурлит общественная и культурная жизнь мультикультурной Европы.

вена1.png


вена2.png


На каждой улице города вы встретите множество архитектурных стилей, как классических, так и современных, и каждый рассказывает свою историю. Уверены, вас очарует соседство домов с ажурными балкончиками со стеклянными небоскребами и электросамокатов с фиакрами. Кроме уютных столичных ресторанчиков и пивнушек, каждая вторая из которых будет увенчана гордой табличкой “работает с 18/19 века”, вы увидите множество ресторанов любой кухни мира, а встретят и гостеприимно усадят за стол люди, которые привезли рецепты предложенных в меню блюд прямо со своей родины. Чуть дальше от холеного исторического центра расположены церкви различных конфессий, а по соседству – смелые современные постройки, а если приехать на Донауинзель, кажется, что вы не в Вене, а в маленьком филиале Нью-Йорка или Москва-Сити.

вена3.png


вена4.png

 Если решите прогуляться по районам Вены, ваше ухо различит не только немецкий, но и французский, английский, итальянский, арабский, турецкий, венгерский, и еще целый ряд славянских языков, иногда везет и на китайский. То же культурное разнообразие вы обнаружите в кино и театрах, в музеях, книжных магазинах. На самом деле, если проанализировать историю этого города, то сложно представить, что сейчас он мог бы выглядеть иначе.

Исторические предпосылки

Корни любого социокультурного явления, как водится, уходят в историю. И если проанализировать историю Вены, достаточно сложно представить другой путь развития культурного контекста австрийской столицы.

Во многом своим широким культурным многообразием Вена обязана Габсбургам. Как мы уже рассказывали ранее, эрцгерцоги и их предки собрали целый конгломерат различных по этническому составу земель, а развитие культуры зачастую было важной частью их политики.

Если не погружаться слишком глубоко в историю, а посмотреть на предшественницу Австрийской республики – Австро-Венгерскую империю, столицей которой ещё тогда стала Вена, можно увидеть следующую картину.

Империя была создана скорее искусственно, процессы сближения народов протекали гораздо медленнее её роста. Формально империя состояла из нескольких разрозненных частей, причем частей, не объединенных ни общим языком, ни общей культурой, ни политическим единством. В её состав входили Австрийское эрцгерцогство, Далматинское королевство, так называемые земли Богемской короны (Богемия, Чехия и Моравия). Позже к этим землям, и без того похожим на огромное лоскутное одеяло, присоединятся Босния-Герцеговина, Краковская республика (позже –  герцогство), Галиция. Финальным штрихом стало присоединение Венгерского королевства и создание дуалистической монархии. Этнический состав империи был тоже разнородным. Естественно, было много немцев, однако немало славян, причем разделенных между собой по языку на восточных, южных и западных. Религиозного единства также не было: в основном, страну населяли католики и православные. В итоге Вена, как и другие крупные мировые столицы, стала своеобразным плавильным котлом множества культур и наций.

Город играл важную роль в европейской и мировой политике (в том числе принимал Венский конгресс в 1814-15 годах), был одним из наиболее богатых и экономически развитых центров Европы, монархи которого часто покровительствовали искусствам. Это во многом обусловило его привлекательность и для деятелей интеллектуального и творческого труда со всей Европы, которые активно начали формировать свои школы именно в Вене.

Если вы знакомы с предыдущими материалами нашей рубрики, вам, безусловно, известно имя Рудольфа VI. Помимо его впечатляющих заслуг и достижений в политике и формировании австрийской государственности, герцог подарил Вене еще одно преимущество: основал в 1365 году один из самых крупных и старейших европейских университетов (на тот момент это был третий университет в Центральной Европе, сейчас это крупнейшее высшее учебное заведение на немецкоязычном пространстве). Венский университет (нем. Universität Wien, лат. Alma Mater Rudolphina Vindobonensis), без сомнения, стал магнитом для талантливых ученых и прогрессивной молодежи и обеспечил Вене научное и техническое превосходство. Это, в свою очередь, обусловило расцвет технических наук, биологии, медицины, психологии, экономики, юриспруденции и многих других научных сфер, и привлекало всё больше образованных или жаждущих получить образование людей со всего света.

вена5.png

Город на протяжении веков был также центром классической музыки. Например, знаменитые представители "Первой венской школы": Гайдн, Моцарт и Бетховен, жили и творили в Вене. В Вене творили и такие композиторы как Иоганнес Брамс, Антон Брукнер, Густав Малер и Рихард Штраус, а также их ученики. С развитием сети театров и опер, некоторые из которых стали мировыми площадками, Вена становится не просто центром, но мировой столицей музыки, привлекая к себе всё больше артистов и деятелей сценических искусств. С конца XIX века до 1938 года город оставался центром высокой культуры и модернизма.

Начало двадцатого века

 В первой половине XX века город внёс огромный вклад в мировую науку и культуру, в этот период у всех на слуху знакомые нам названия и имена: Венский сецессион, психоанализ, Вторая венская школа (сообщество ученых и философов, среди них Шенберг, Берг, Вебер), архитектура Адольфа Лооса и Отто Вагнера, философия Людвига Витгенштейна и Венский кружок.

         Образование Венского Сецессиона в 1897 году ознаменовало формальное начало современного искусства в Австрии – стране, которая в то время отличалась приверженностью к весьма консервативным традициям. Это было объединение первого движения художников и дизайнеров, приверженных перспективному, интернациональному взгляду на мир искусства, всеобъемлющему в своем охвате и интеграции жанров и областей, свободному от диктата укоренившихся ценностей и преобладающих вкусов представителей коммерческих кругов. Работы сецессионистов в значительной степени стали визуальным воплощением свободы творчества и нового интеллектуального и культурного расцвета Вены начала ХХ века в самых различных областях, распространившихся позднее далеко за её пределы. По сей день Сецессион остается ключевым форумом в Австрии для продвижения и обсуждения современного искусства.

         Психоанализ тоже зародился в Вене, в которой, благодаря Hauptuni (так иногда называют Венский университет), работал ряд исследователей и ученых. «Психологическое общество по средам», объединившее многих из них (среди наиболее известных – Альфред Адлер и Густав Юнг), начало свое существование в 1902 в венской квартире Зигмунда Фрейда в доме 19 на улице Берггассе и оказало значительное влияние  не только на психологию, но и медицину, литературу, кинематограф и многие другие сферы.

    Только представьте себе: в 1913 году Адольф Гитлер, Лев Троцкий, Иосип Броз Тито и Иосиф Сталин жили в нескольких километрах друг от друга в центре Вены (почти по соседству с Зигмундом Фрейдом), некоторые из них были завсегдатаями одних и тех же кофеен. Возможно, молодые Гитлер и Сталин пару раз вежливо поднимали шляпу, случайно встретившись во время прогулки на дорожках дворцового парка Шёнбрунн, где, по свидетельствам современников, оба будущих лидера любили бродить во время своих размышлений (на официальном уровне они никогда не встречались лично) . Такое столпотворение социалистов, которым предстояло оставить свой след в истории XX века, собралось именно в австрийской столице не просто так: в начале века Вена считалась центром социалистической политики, которую иногда также называли "красной Веной" (Das rote Wien).

вена6.png


Вена сегодня

На сегодняшний день почти у половины населения Вены есть миграционные корни, что и делает ее мультикультурной.  Хотите убедиться в этом? Загляните в афишу любого концерта в Венской опере и увидите, что музыканты, играющие вечерний концерт Моцарта, буквально съехались со всего мира. Благодаря миграции, несмотря на падающую рождаемость и последствия демографических кризисов ХХ века, Вена не только может похвастаться растущими демографическими показателями, но и имеет статус одного из самых быстрорастущих городских регионов в Европе.

Заданные еще в первой половине второго тысячелетия тенденции и успехи на политической арене обусловили успешное положение Вены как культурного и научного центра, что веками привлекло представителей и коммерческой, и научной, и творческой элиты. Это, в свою очередь, повышало как авторитет и престиж города, так и уровень жизни горожан, давало новые возможности для развития науки, экономики и искусства. Благодаря этому Вена становится крайне привлекательным для миграции городом. А сформированный многочисленными мигрантами интернациональный подход, распространившийся на многие сферы деятельности, еще больше способствует культурному и научному обмену, предоставляет всё больше свободы поиска и творчества в самом широком смысле слова и меняет облик настойчивого, кое-где как будто застывшего города в соответствии с ходом времени.  “Der Zeit Ihre Kunst, Der Kunst Ihre Freiheit»[1], помните?

И такая мультикультурность австрийской столицы – самая большая её сила.

вена7.png



[1]  Каждому времени своё искусство, каждому искусству своя свобода – девиз Сецессиона, написанный над его входом золотыми буквами



Дополнительная информация