Густав Климт – один из самых известных австрийских художников, яркий представитель стиля модерн, или как его называли в немецкоговорящих странах – югендстиля. Будучи художником-декоратором по образованию, Климт является автором нескольких монументальных работ в его родной Вене: панно для Бургтеатра, фрески парадного вестибюля Музея истории искусств в Вене, серия недошедших картин для украшения актового зала Венского университета, знаменитый «Бетховенский фриз». Каждая из этих работ является своего рода итогом, фиксируя основные черты живописи Климта на протяжении всех периодов его творческой биографии.
Атмосфера, в которой Густав Климт вступил на художественную сцену Вены 1860-1870-х годов, была пропитана духом эклектики. В эти годы происходит кардинальная перестройка столицы, появляется Рингштрассе – кольцо проспектов с помпезными доходными домами, громадами университета, парламента и прочих государственных учреждений, облик которых говорил многое об эрудиции архитекторов, наполнивших Вену воспоминаниями об ушедших формах барокко, Ренессанса, готики и классической архитектуры.
Строительный бум отчасти объяснит то, почему Климт решил получить образование архитектора-декоратора - художника, который мог бы придать фасаду, вестибюлю или парадной лестнице черты требуемого стиля: для здания оперы - барокко, для банка – Ренессанс, для ратуши – готика, а для парламента – неогрек. Для эклектики всегда важно связать функцию постройки и стиль, который отсылает к эпохе, когда тот или иной тип учреждения переживал пик цивилизационного значения. В рамках подобной художественной логики декоративной живописи отводится особое значение – она обязана соответствовать месту, в котором располагается не только стилистически, но также и по своей программе. Формальные и концептуальные решения должны быть вписаны в строгую и «регламентированную» архитектуру.
В 1886 году 24-летний выпускник Школы искусств и ремесел Густав Климт вместе со своим братом Эрнстом и соучеником по Школе Францем фон Мачем получает заказ на живописное украшение одного из последних долгостроев Рингштрассе, который и сейчас являются символом Вены – Бургтеатра. Программа росписей отражала развитие института театра – от Античности до XVIII века, прославляя его единство с обществом. Поэтому сцена из шекспировского театра, созданная Климтом включает изображение зрительного зала. Помимо нее художник исполнил четыре панно на Античную тему, из которых можно выделить «Алтарь Диониса» и «Алтарь Венеры».

«Алтарь Диониса», Густав Климт, 1886-1887, здание Бургтеатра в Вене
В работах для Бургтеатра мало того Климта, который известен на весь мир, декоративного, яркого Климта «золотого периода». Он создал работы, чья образность и язык выдержаны в духе консервативных заказчиков – финансовой и аристократической элиты столицы, покровительствующих театру. Античные сцены говорят о сильном влиянии английских художников – Лоуренса Альма Тадемы, Джона Уильяма Гордона. Томная Греция, с ее культом прекрасного обнаженного тела, беломраморными постройками, статуями – реквизит, объединивший огромное число востребованных художников эпохи эклектики. Бурго, Жером, Бронников, Семирадский, - по всей Европе возникали довольно близкие по духу и стилю произведения, балансирующие на грани между академизмом и «салонностью».

Картины Климта вполне соответствуют «хорошему тону» академических работ, однако, получив в 1891 году следующий крупный заказ на Рингштрассе на оформление главного вестибюля Музея истории искусств, художник уже оказывается не удовлетворен жесткими требованиями эклектики и пытается найти новый язык современного монументального искусства. В программу входило несколько образов для оформления арочных пазух главной лестницы вестибюля, каждый из которых должен был представлять веху в развитии европейского искусства.
Климт изображает несколько эпох, каждая из которых обладала своими эстетическими концепциями, представлениями о красоте. Он обозначает разницу этих представлений благодаря деликатному обращению с конкретными источниками – произведениями из собрания Музея.
Решение росписей для Музея гораздо более новаторское, чем для Бургтеатра, где аллегорическим плафонам приходилось маскироваться под историческую живопись, наполненную множеством повествовательных сцен. Теперь Климт обращается к аллегории как таковой, не пряча ее за декорациями сюжетов.
Наиболее выразительные фигуры росписей – две фигуры, обозначающие греческое и египетское искусство на соседних пазухах. В них виден окончательный разрыв Климта с эклектикой. Египтянка предвещает работы, созданные в конце 1890-х – 1900-х годов, наполненных эротикой и пристальным вниманием к пластической красоте. Второй образ – Афина Паллада – станет своеобразной эмблемой Климта. Он обратится к богине в 1898 году, создав картину с ее изображением и, что еще важнее, – за год до этого использовав ее образ для оформления афиши первой выставки Венского Сецессиона – объединения, основанного в 1897 году наиболее радикальными художниками Австрии.
.jpg)
«Древняя Греция и Египет», Густав Климт, 1891 год, здание венского Музея истории искусств
Последний заказ от официальных институций поступил художнику в 1894 году от Венского университета, для которого он создал три плафона в актовом зале. Каждое из них представляло аллегорию главных дисциплин университета: «Философию», «Медицину», «Юриспруденцию». Климт представит первое полотно, «Философию», только в 1901 году. Ее иконография была вдохновлена текстами Ницше и Шопенгауэра, а также эстетическими идеями Вагнера. Стоит отметить, что все три «факультетские картины» были уничтожены в конце Второй Мировой войны, на данный момент сохранились только эскизы и черно-белые фотографии.
Человечество: обнаженные женщины и мужчины, старики, дети, юноши и девушки в любовных объятиях – плывет на фоне проступающего из темноты лика женского божества. Перед всем этим – жрица с сияющими глазами. Тревожная композиция, божество и его жрица с пугающе напряженным взглядом, безразличные к потоку людей – трагическая поэтика полотна стала причиной скандального протеста восьмидесяти преподавателей против установки картины Климта.

«Философия», Густав Климт, 1901
«Медицина» была также показана в 1901 году в недавно построенном Йозефом Ольбрихом выставочном павильоне Сецессиона (1896-1898). В ней также видно пессимистическое миропонимание Климта, шедшее вразрез с прогрессистскими настроениями преподавателей Венского университета. По реке жизни вновь двигается человечество, среди которого выделяется профиль наряженной беременной женщины. Посреди потока – громадная фигура Смерти, окутанной полупрозрачной вуалью. Под рекой жизни – Гигиея – древнегреческая богиня медицины.

«Медицина», Густав Климт, 1901
После представления картины Климта ждет еще один скандал. Один из инициаторов заказа для университета, покровитель Климта, министр Просвещения Вильгельм фон Гартель будет вынужден официально отказать Сецессиону в государственной поддержке. Из-за этого Климт утратил возможность стать членом Венской Академии художеств, и никогда более не работал с государством.
Третья работа «Юриспруденция», написанная в период споров с министром Просвещения, выступила возможным ответом художника на сложившийся вокруг заказа конфликт. Это – наиболее радикальная по своему композиционному строю и выразительности образов работа. Полотно разделено на две части. В верхней – три погруженные в себя фигуры – Правда, Справедливость, Законность. В центре нижнего мира – мужчина – жертва, облепленная странным полипом, напоминающим осьминога или женское лоно. Богини наверху безучастны к его скорбной фигуре, вокруг которой из мрака проступают три Фурии, божества возмездия. Если заказчики ожидали, что «Юриспруденция» будет посвящена торжеству закона, защищающего людей, то Климт представил им произведения, в котором акцент был сделан и жестокости кары, обреченности человека и бесстрастии высших сил.

«Юриспруденция», Густав Климт, 1902
В 1902 «Юриспруденция» ставит точку в отношениях Климта и государства. Его новаторские художественные решения, эротизм изображаемых им тел, а также трагический и мистический пафос оказываются чуждыми университету, который желал видеть эклектичные аллегории, вроде тех, что написал для того же актового зала фон Мач. Климт же окончательно утвердился на венской художественной сцене как радикальный новатор. Произведения были куплены частными покровителями художника, однако погибли во время Второй мировой войны. От них осталось лишь несколько фотографий и эскизов.
Разорвав отношения с государственным заказом, Климт активно обратился к портрету, в котором оттачивал свой новый стиль. Примерно с 1902 года начинается золотой период мастера, он создает свои самые известнейшие произведения, в числе которых – «Бетховенский фриз» в здании Сецессиона.
Созданию этой работы предшествовало несколько событий. В Вену приехала статуя Бетховена, работы Макса Клингера – ведущего представителя югендстиля в Германии. Художники Сецессиона, вдохновленные шедевром, решили провести выставку, посвященную не столько самому Бетховену, но патетическому образу гения, который Клингер воплотил в своей трактовке образа композитора.
Бетховенская выставка должна была стать своеобразным Gesamtkunstwerk – тотальным произведением искусства, продуманным преображением внутреннего пространства павильона, которое – как симфония – было построено на гармоничной слаженности и единстве элементов. Так возник странный лабиринт временных стен, экспозиция скульптур, превращающих павильон в настоящее святилище искусств. Густав Малер исполнил на открытии Девятую симфонию в сокращенной обработке. Климт оформил центральный зал, в котором располагался «идол» Клингера.
Художник создал трехчастный аллегорический фриз.
Первая часть – «Тоска по счастью» изображает «слабых», тянущихся к рыцарю-защитнику. Герою предстоит битва с «Враждебными силами», изображению которых отдано второе панно. Почти все образы зла, кроме крылатого чудища в центре – женские: три Горгоны, означающие Безумие, Болезнь и Смерть, и три другие фигуры – Похоть, Сладострастие, Невоздержанность.


Борьба заканчивается победой Героя. Последнее панно – «Тоска по счастью находит свое успокоение в поэзии» вдохновлено финалом Девятой симфонии – «Одой радости». Поэтому в центре художник располагает Героя и его возлюбленную в слившихся в объятиях и поцелуе. Это соответствует строчке из «Оды»: «Миру – этот поцелуй». За влюбленными – хор гениев.

Фриз в Сецессионе открывает нового Климта. Это своеобразный манифест его «золотого периода». Гораздо более плоскостный, декоративный за счет активного использования золота и орнаментов, за счет превращения повторяющихся фигур в орнамент, «Бетховенский фриз» стал одним из ярчайших воплощений нового австрийского искусства. Многие декоративные решения, использованные в фризе, например, геометричный золотой орнамент, Климт привнесет затем и в свои живописные работы.
Фриз Сецессиона открывает новый период в творчестве художника, знаменует обновление его языка и оптики. Увлеченность новыми орнаментальными формами проявится также в панно для столовой дворца бельгийского магната Стокле – одной из последних декоративных работ художника.
На примере монументальных работ Климта можно увидеть, как постепенно художник выходит из общеевропейской эклектики, в духе которой были созданы панно для Бургтеатра, и постепенно приходит к новаторскому художественному мышлению. В этом отношении настоящим прорывом служили картины для университета. В них Климт радикально подошел к традиционному формату аллегорических панно. «Факультетские картины» были вызовом для консервативных венцев, но они же сделали Климта лидером нового австрийского искусства.
Источники изображений:
© Georg Soulek / Burgtheater
https://www.secession.at/die-beethoven-ausstellung-1902/ https://www.wien.info/en/sightseeing/sights/art-nouveau/klimt-at-burgtheater-349826 https://www.khm.at/en/visit/exhibitions/2018/stairway-to-klimt/ https://www.khm.at/nocache/en/search/?id=2546&L=1&tx_solr%5Bq%5D=klimt