Он был провокатором, то вспыльчивым, подверженным перепадам настроения, то молчаливым интровертом. Он раздражал своим абстрактно-жестикуляционным, стилистически неоднородным искусством и порывал с условностями своего времени: Рихард Герстль (1883-1908) – первый австрийский экспрессионист. Биография художника, полная напряжения и драматизма, стала материалом для романа Lea Singer "Wahnsinns Liebe" (2003).
Хотя Герстль сегодня пользуется большим уважением среди специалистов, особенно в Вене, в широких кругах он почти не известен. В 1962 году скульптор Фриц Вотруба заметил: "Когда Герстль рисовал семью Шёнбергов, это была не картина, а взрыв, но произошел он в Австрии и поэтому был неслышен и до сих пор фактически невидим". Действительно, это картина, в которой формы как будто растворяются, и которая при близком рассмотрении уже наводит на мысль о диком, грубом нанесении краски Виллема де Кунинга. И все же уже в 2017 году Филипп Демандт мог написать: "Рихард Герстль – все еще инсайдерская наводка".
Биография
Рихард Герстль родился в богатой семье еврейского биржевого маклера. Он учился в венской гимназии Piaristengymnasium, которую ему пришлось оставить из-за дисциплинарных трудностей. Вопреки желанию отца, Герстль интересовался изобразительным искусством, но отец поддержал сына после того, как в возрасте 15 лет его приняли в Академию. С 1898 по 1901 год, а затем снова в 1904 году он учился в Венской академии художеств под руководством Кристиана Грипенкерля, но его радикальные взгляды, элитарное и эгоистическое отношение к жизни приводили к тому, что он повсюду доставлял неприятности. С 1900 по 1901 год он учился пейзажной живописи у Симона Холлуси в Надьбане, после чего снова брал уроки в Вене у Генриха Лефлера (систематическая специальная школа пейзажной живописи).
Герстль интересовался философией, неврологией, иностранными языками, литературой, психологией и музыкой. Он поддерживал отношения с композиторами Густавом Малером и Арнольдом Шёнбергом. После знакомства с Шёнбергом в 1906 году, он рисовал его семью и у него завязался роман с женой Шёнберга Матильдой, сестрой Александра фон Землинского. Шёнберг вскоре узнал об измене, и дружба между Герстлем и Шёнбергом, которая была плодотворной в художественном плане (Шёнберг пришел в живопись через самого Герстля), была разрушена этими отношениями. Летом 1908 года Шёнберг даже застал их обоих врасплох. Герстль угрожал покончить жизнь самоубийством, но Шёнберги решили остаться вместе ради своих детей. Однако за несколько дней до смерти Герстля Матильда все еще сидела в качестве модели в его студии.
Матильда, Арнольд Шёнберг, Георг и Гертруда Шёнберг, 1907
Портрет Матильды Шенберг авторства Рихарда Герстля
Осенью Герстль, одинокий и изолированный, впал в депрессию, которая закончилась его самоубийством в ночь с 4 на 5 ноября 1908 года. До этого он сжег многочисленные личные записи и картины. Он был похоронен в почетной могиле на кладбище Зиверинг.
Шёнберг обработал этот опыт в своем радикальном 2-м струнном квартете “Die glückliche Hand”, который был частично написан в Гмундене и в котором происходит переход к атональности (веха в истории музыки).
Творчество
Герстль был пионером австрийского экспрессионизма. Школьная выставка в Венской академии с 7 по 14 июля 1907 года была единственной зафиксированной выставкой его работ при его жизни. Герстль находился в радикальной оппозиции к истеблишменту современного искусства и отвергал его, особенно не принимая искусство модерна и Густава Климта. Будучи молодым художником, он в течение многих лет принадлежал к так называемому кругу Шёнберга, его близость к венскому авангарду была очевидна.
Из-за раннего самоубийства его работы были обнаружены лишь в начале 1930-х годов, и только после 1945 года их значение было признано и оценено. Тем не менее, он и по сей день остается неизвестным представителем великих австрийских экспрессионистов. На сегодняшний день известно 60 картин и восемь рисунков художника, большинство из которых можно увидеть в Музее Леопольда и Österreichische Galerie Belvedere в Вене.
Групповой портрет с Шёнбергом, 1908
Алоис Герстль нашел в мастерской своего умершего брата холсты и эскизы, которые долгие годы хранились в транспортной компании. 34 картины в итоге были спасены владельцем галереи Отто Каллиром от уничтожения . Он покупал и реставрировал их, а его выставка "Рихард Герстль - судьба художника" произвела сенсацию в 1931 году. Следующими станциями передвижной выставки стали Мюнхен, Берлин и Ахен. Он был ключевой фигурой для австрийской сцены, художники послевоенного периода вплоть до акционистов были вдохновлены Герстлем. Только в 1980-х годах, прежде всего благодаря выставкам, посвященным Вене начала века, Герстль был принят в канон истории искусства.
В фонде Kamm Collection, расположенном в Кунстхаусе Цуга, хранятся десять картин художника на восьми холстах. Они варьируются от пейзажей и групповых портретов до портретов и автопортретов.
Биографическую основу составляют два крупноформатных автопортрета: с одной стороны, "Полуобнаженный автопортрет" 1902/04 г., с другой - "Обнаженный автопортрет" сентября 1908 г. На предыдущей картине Герстль стоит фронтально на темно-синем фоне, уверенно демонстрируя свою стройную обнаженную верхнюю часть тела, обернутую белой тканью от пояса вниз, руки свисают вниз, голова окружена светло-голубым ореолом, узкие глаза устремлены на зрителя. Традиционное отношение к Христу и мученичеству здесь еще живо, но в то же время, как и "Смеющийся автопортрет", картина является реакцией на негативный опыт его молодости, свидетельствующей о его внутренней силе.
Круг замыкает "Автопортрет в обнаженном виде", написанный в год его смерти, вызывающая инсценировка его наготы - первый мужской автопортрет в обнаженном виде со времен рисунка Дюрера 1509 г. Возможно, не случайно, что глаза на ней затенены, а пол перемещен в центр картины. Менее чем через два месяца после создания картины Герстль покончил с собой.
И все же более трети из семидесяти или около того сохранившихся работ Герстля – это пейзажи. Детали природы часто банальны. Для него решающей задачей является настроение, а не внешняя форма. Плоское нанесение краски, которое все еще преобладает в ранних пейзажах, все больше уступает место более свободному мазку, который формирует изображение яркими контурами и штрихами.
Герстль не занимался систематической работой с источниками вдохновения и порывистое, буйное качество его картин выдает его беспокойство. Утверждение о том, что он никогда не выставлялся при жизни и что никаких выставок он не хотел, убедительно опровергается в каталоге Ханса-Петера Випплингера. Несмотря на неоднократные попытки привлечь внимание общественности к художнику посредством выставок и продаж, только в 1956 году Венецианская биеннале с представителями Informel и живописи действия обеспечила контекст для признания значимости Герстля.
Вулканическими цветовыми линиями, изливающимися на поверхность картины, Герстль предвосхитил то, что вызвало фурор в живописи сорок и пятьдесят лет спустя. И сегодня, наряду с Кокошкой и Шиле, он по праву входит в триумвират австрийского экспрессионизма.