Войти

Забыли свой пароль? Регистрация
Беседы об Австрии
От зарождения до визитной карточки: как опера стала культурным символом Австрии? Часть I.

От зарождения до визитной карточки: как опера стала культурным символом Австрии? Часть I.

Как опера зародилась как жанр и в чем ее ключевые особенности? Как, зародившись в Италии, опера попала в Австрию и стала одной из ее визитных карточек? Какую роль в этом сыграли Габсбурги и их культурная политика? Как Венская государственная опера сделала Вену оперной столицей мира?
Первая часть материала об истоках оперы, ее развитии и расцвете при Габсбургах.

Истоки оперы

Отдалённой предшественницей оперы считается древнегреческая трагедия, в ней в диалоги чередовались с пением в сопровождении музыкальных инструментов. Однако, в постановках того времени, музыка носила скорее функциональный характер, была фоном постановки. Со временем в древнегреческих и древнеримских постановках все чаще появляются сольные партии и музыкальные вставки.

Ни для кого не секрет, что опера зародилась в Италии в семнадцатом веке. Само слово «опера», на итальянском языке означает «труд» или «произведение», и восходит к прародительнице итальянского латыни. Опера появилась благодаря усилиям группы флорентийских интеллектуалов, известных как камерата (от итальянского слова camerata – содружество, в эпоху Возрождения просто означало место наподобие клуба по интересам, где собирались для обсуждения различных имеющих отношение к теме клуба вопросов). Флорентийская камерата – содружество философов-гуманистов, поэтов и музыкантов, объединившиеся для обсуждения древнегреческой музыки в семнадцатом веке. Поначалу образованные и интересующиеся искусством интеллигенты собирались в доме Джованни Барди для дискуссий об изобразительном искусстве, но вскоре сошлись в стремлении возродить драматические аспекты древнегреческого театра. Одной из главных целей камераты было подражание драматической традиции Древней Греции, где музыка была неотъемлемой частью театрального представления. Члены содружества считали, что современная музыка находится в неудовлетворительном состоянии, часто критиковали модные в то время полифонические (многоголосые) произведения из-за невозможности понять текст, а с ним и суть произведения.

Поскольку, очевидно, в семнадцатом веке записей выступлений или образцов древнегреческой музыки не было, членам содружества пришлось опираться в первую очередь на свидетельства слушателей и труды античных авторов. Вдохновляясь ими, флорентийцы пробовать положить стихи на музыку, сформировали так называемый речитативный стиль. Дискуссии в Камерате также привели к развитию речитатива – стиля, сочетающего элементы речи и пения. Это позволило добиться большей гибкости в музыкальном повествовании и стало отличительной чертой оперной композиции. Речитативный стиль сначала применялся в интерлюдиях, а затем был включен в полные оперы, позволяя персонажам более динамично выражать свои мысли и эмоции. Проанализировав древнегреческие источники, члены камераты пришли к выводу, что музыка должна усиливать эмоциональное выражение текста, а не заслонять его, поэтому выступали за более прямолинейный музыкальный стиль. Этот акцент на ясности и выразительности заложил основу для того, что стало оперной музыкой. Камерата также ввела концепцию монодии, которая характеризуется одной вокальной линией в сопровождении инструментальной поддержки. Сосредоточившись на одной мелодической линии, они стремились полнее передать эмоции и позволить слушателям глубже проникнуться повествованием. Этот стиль стал основополагающим для ранней оперы, способствуя более четкой связи между музыкой и драмой.


Palazzo_busini-bardi_targa_camerata_dei_bardi.JPG

Мемориальная доска на спальном корпусе во дворце Барди во Флоренции. Авторство: I, Sailko, CC BY 2.5, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=3921471





Одной из первых опер считается «Дафна» (1597) под авторством Якопо Пери, одного из видных членов Камераты. Однако ее партитура не сохранилась. Первой полностью сохранившейся оперой считается «Эвридика», написанная Пери, в 1600 году. Эти произведения стали воплощением принципов, отстаиваемых Камератой, – акцента на драматическом повествовании с помощью музыки при соблюдении идеалов простоты и эмоциональной выразительности.

Еще один ранний памятник оперной культуры, появившийся под влиянием флорентийцев, – «Орфей» Клаудио Монтеверди (1607), особенно выделяющийся благодаря либретто Алессандро Стриджо своей глубиной и драматичностью – в нем Орфей предстает не героем древности, а скорее обычным современным человеком, которому слушателю было просто сочувствовать. Символично, что для ранних опер, воссозданных из записей о древнегреческих произведениях, в качестве сюжета был выбран именно миф об Орфее, сладкоголосом певеце, виртуозном музыканте и поэте древнегреческой мифологии, любимце Аполлона. Кстати, Монтеверди приписывают создание и использование в его более поздних произведениях знакомой нам формы арии, которая берет свое начало в церковной и камерной музыке.

Данные произведения и другие работы Флорентийской камераты привлекли внимание ценителей музыки, в том числе, крупных меценатов из знатных родов Медичи и Гонзага. Хоть успех ранних опер был недолгим, однако работа Флорентийской камераты заложила фундаментальные основы для дальнейшего развития жанра и дали толчок к появлению интереса к нему, а новаторские идеи ее членов в области музыки и драмы в корне определили становление оперы как вида искусства.



scale_1200.jpeg

Франц Кауциг, “Плач Орфея”



Кратко о дальнейшем развитии оперы в Европе
В XVII веке опера стала популярной в Италии и вскоре распространилась за ее пределы, и становясь все более востребованной в Европе. Первый публичный оперный театр, Teatro San Cassiano, открылся в Венеции в 1637 году, что позволило более широкой аудитории познакомиться с оперным искусством, которое раньше было доступно исключительно аристократии. В этот период возникли две основные формы оперы: opera seria (серьезная опера) и opera buffa (комическая опера). Среди известных композиторов той эпохи – Георг Фридрих Гендель, который привез opera seria в Лондон, и Генри Перселл, чья опера «Дидона и Эней» (1689) стала значительным вкладом в английскую оперу.

XVIII век характеризовался значительными реформами в операми, в основном возглавляемыми Кристофом Виллибальдом Глюком, который стремился упростить оперу, сосредоточившись на драматизме и ясности выражения. Его произведения, такие как «Орфей и Эвридика» (1762), подчеркивали связь между музыкой и повествованием.

По мере распространения националистических идей в Европе композиторы стали больше опираться на свое культурное наследие. В Италии Джузеппе Верди стал национальным героем благодаря таким операм, как «Травиата» (1853) и «Аида» (1871). В то же время Рихард Вагнер произвел революцию в немецкой опере благодаря своей концепции Gesamtkunstwerk, объединившей музыку, поэзию и постановку в единое целое.

В XIX веке в Европе произошел настоящий взрыв оперных стилей. Во Франции процветала Большая опера с тщательно продуманными постановками, включающими балет и грандиозные сценические эффекты. Примером данной тенденции может служить Жорж Бизе с красочной «Кармен» (1875). В России оперы стали отражать национальную тематику и фольклор, а такие композиторы, как Модест Мусоргский, создавали произведения, которые в первую очередь отражали русскую идентичность («Борис Годунов» (1874)).

В начале XX века появились авангардные направления, которые бросили вызов традиционным оперным формам. Такие композиторы, как Альбан Берг с его атональным произведением «Воццек» (1925) и Курт Вайль «Трехгрошовая опера» (1928), переосмыслили то, какой может быть опера. Во второй половине века эта тенденция сохранилась, и в Европе появились разнообразные стили, созданные представителями разных культур.

Сегодня опера остается динамичной формой искусства, которая продолжает развиваться, опираясь на свои богатые исторические корни. Она отражает не только индивидуальное творчество, но и более широкие социальные и культурные движения на протяжении всей европейской истории.

Опера в Австрии

Австрия имеет богатую и яркую историю развития оперного искусства, особенно в Вене, которая стала главным центром оперной культуры в Европе. Эту историю можно разделить на несколько ключевых периодов, которые отражают и эволюцию оперы в регионе.

Корни оперы в Австрии уходят в середину XVII века, когда итальянские оперные труппы начали выступать при дворе австрийского императора. Первые заметные постановки состоялись в Вене, где интерес двора к новому виду искусства привел к созданию репертуара, состоящего преимущественно из итальянских опер. Ранние представления были грандиозными и тщательно продуманными, отвечающими вкусам аристократии, а потому вызывали ее неподдельный интерес.

XVIII век ознаменовал собой значительный переломный момент: появились австрийские композиторы и развился так называемый зингшпиль – форма оперы, в которой наряду с пением присутствовал разговорный диалог. Кристоф Виллибальд Глюк, ставший придворным капельмейстером в 1754 году, сыграл важную роль в реформировании оперы, сделав акцент на ясности для слушателя и эмоциональной выразительности, а не на сложных музыкальных структурах. Премьеры его произведений, таких как «Орфей и Эвридика» (1762), состоялись в Вене и установили новые стандарты оперного повествования.



istockphoto-1177491910-612x612.jpg

Портрет Кристофа Виллибальда Глюка, примерно 1750 год, неизвестный художник



В этот период Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791) стал ключевой фигурой в австрийской опере. Его оперы, в том числе «Похищение из сераля» (1782), «Свадьба Фигаро» (1786) и «Дон Жуан, или наказанный развратник» (1787), «Волшебная флейта» (1791) демонстрировали сочетание серьезных и комических элементов и славились мелодическим богатством и драматической глубиной. И сейчас эти оперы считаются одними из наиболее популярных и красивых. Влияние и успех гениального Моцарта укрепило репутацию Вены как центра оперного новаторства.


Wolfgang-amadeus-mozart_1.jpg

Посмертный портрет Моцарта работы Барбары Крафт (1819)



Естественно, популяризация оперы не обошлась без поддержки династии Габсбургов. Еще во времена зарождения династии ее ранние представители уделяли много внимания искусству и меценатству. Габсбурги были заядлыми покровителями музыки и искусства, так как понимали, что лояльность творческой интеллигенции способна укрепить их политическую власть и культурный престиж (более подробно о культурном влиянии Габсбургов можно прочитать в нашем материале https://sochidialog.ru/austria/kratkaya-istoriya-i-osobennosti-pravleniya-doma-gabsburgov/ ). Поэтому они финансировали экстравагантные театральные представления, в том числе оперы, способствуя тем самым созданию оживленной культурной сцены в Вене. Эта поддержка была особенно заметна во время правления императора Леопольда I (9 июня 1640 — 5 мая 1705), который не только был поклонником музыки, но и сочинял сам. Он заказывал грандиозные оперные постановки, такие как «Il pomo d'oro» Антонио Чести, которые требовали тщательной постановки и значительных средств, что также позволяло блеснуть демонстрацией статуса Габсбургов как культурных лидеров Европы в противовес двору короля-солнца Людовика XVI.

По большей части Габсбургский двор отдавал предпочтение итальянской опере, которая, по его мнению, превосходила местные композиции. Это предпочтение закрепилось с самого появления оперы в регионе, когда эрцгерцог Фердинанд II (1619-1637) приглашал ко двору итальянских музыкантов и пропагандировал итальянский оперный стиль. Поддержка Габсбургами итальянской оперы помогла утвердить ее в качестве доминирующей формы в Вене и повлиять на другие европейские дворы, перенявшие аналогичные вкусы. Однако, по мере роста популярности жанра появление опер на немецком стало вопросом времени.

Опера на немецком языке
Первая опера на немецком языке принадлежит Генриху Шютцу, который написал немецкий перевод «Дафны» Якопо Пери. Хотя музыка к этой опере была утеряна, считается, что она знаменует собой начало оперной деятельности на немецком языке. Ее представление было частью празднования свадьбы ландграфа Георга II Гессен-Дармштадтского с принцессой Софией Элеонорой Саксонской в Торгау. Самая ранняя из сохранившихся опер на немецком языке – «Зелевиг» (также известная как «Поэма священного леса»), написанная Зигмундом Теофилом Штаденом. Это произведение имеет большое значение, так как считается предшественником зингшпиля – жанра, в котором смешивались разговорные диалоги и музыкальные номера, ставшего популярным в Германии. Постепенно придворная оперная труппа в Вене начала все более широко использовать формат зингшпиля. Как мы знаем, австриец Кристоф Виллибальд Глюк совместно с другими композиторами реформировал оперу для усиления эмоциональной выразительности и ясности. Произведения Глюка также способствовали росту интереса к немецкоязычным операм при дворе.

Одним из первых крупных успехов немецкоязычной оперы при венском дворе стала «Похищение из сераля» Вольфганга Амадея Моцарта. Это произведение помогло установить новый стандарт для серьезных немецких опер. На самом деле создание данного произведения было одной из мер императора Иосифа II по продвижению представлений на немецком языке. Кроме того, стремясь укрепить национальную гордость и культурную идентичность с помощью оперных спектаклей, император основал в Вене оперную труппу, выступавшую на немецком. Хотя эта труппа просуществовала недолго, она заложила основу для будущих немецкоязычных постановок и подчеркнула заинтересованность Габсбургов в развитии немецкой культуры в рамках их многонациональной империи.

Поскольку империя Габсбургов включала в себя различные этнические группы и культуры, опера также стала средством укрепления чувства единства и идентичности среди разнообразного населения. Двор заказывал оперы, отражающие темы лояльности империи и ее величия, часто используя исторические сюжеты для пропаганды идеологии Габсбургов. Например, одна из последних опер Моцарта, «Милосердие Тита», заказывалась для коронации императора Леопольда II (1747 — 1792) королём Богемии в 1791 году и восхваляла достоинства императора во времена политических волнений.

С Габсбургами связано и создание Венской придворной оперы (нам она знакома уже в качестве Венской государственной оперы). Габсбурги сыграли решающую роль в ее основании и развитии, обеспечив ей статус ведущего оперного театра Европы, привлекающего лучшие таланты со всей Европы и известного своими высокими стандартами исполнения и постановки.

Подробнее о ее создании и развитии оперы в Австрии в XX и XXI веке читайте во второй части материала.

Фото на обложке
Один из наиболее узнаваемых героев немецкоязычных опер – Папагено из «Волшебной флейты» Моцарта
© Wiener Staatsoper

Источник:



Дополнительная информация