Войти

Забыли свой пароль? Регистрация
Беседы об Австрии
Коллекция музеев Бельведер и Бельведер-21

Коллекция музеев Бельведер и Бельведер-21

“Бельведер” в Вене – один из ведущих музеев мира. Знаменитая художественная коллекция включает произведения от Средневековья до наших дней. Австрийское искусство представлено в международном контексте в трех местах. Среди основных экспонатов – крупнейшая в мире коллекция картин Густава Климта, а также выдающиеся произведения венского бидермайера, австрийского барокко, эпохи Вены около 1900 года и французского импрессионизма. Центральными задачами учреждения являются экспонирование, исследование, коллекционирование, посредничество и сохранение музейных экспонатов. Постоянное дальнейшее развитие и оцифровка во всех областях обеспечит Бельведеру статус выдающегося музея и в будущем.

Бельведер1.jpg

Уникальный общий ансамбль с двумя дворцами – Верхним и Нижним Бельведером и обширным садом – является одним из самых красивых барочных зданий в мире. В 18 веке австрийский генерал принц Евгений Савойский заказал уважаемому архитектору эпохи барокко Иоганну Лукасу фон Хильдебрандту строительство летней резиденции. Мария Терезия приобрела весь комплекс после смерти принца Евгения и сделала Верхний Бельведер выставочным залом для императорских коллекций, создав, таким образом, один из первых публичных музеев в мире. Из Мраморного зала открывается несравненный вид на Вену, здесь происходили многие важные исторические события. В Нижнем Бельведере, который изначально и был резиденцией принца Евгения, проводятся блестящие выставки. 

Бельведер2.jpg

Современный же павильон – Бельведер 21 (архитектор Карл Шванцер) – является местом демонстрации современного искусства.

Бельведер3.jpg

Бельведер4.jpg


Здание музея “Бельведер 21”

Современное искусство, кино, музыка и мероприятия в современном павильоне

   Бельведер 21 – это оживленное арт-пространство. Здание считается архитектурной иконой послевоенного модернизма. Созданный Карлом Шванцером как павильон Австрии на Всемирной выставке 1958 года в Брюсселе, он был приспособлен для музейных целей и открыт в 1962 году как Музей XX века. Так называемый "20er Haus" быстро зарекомендовал себя как яркое место для современного искусства. В 2002 году он был передан Бельведеру. Отремонтирован в 2011 году, в 2018 году переименован в Belvedere 21.

Österreichische Galerie Belvedere, с 2007 года называемая для краткости Бельведер является крупным художественным музеем во дворце Бельведер в Вене. Помимо Нижнего и Верхнего Бельведера, в состав учреждения также входят Бельведер 21, музей Густинуса-Амбрози и, до 2017 года, городской дворец принца Евгения.

Выросшая художественная коллекция Бельведера дает представление о развитии австрийского искусства с исторической точки зрения от эпохи Средневековья через барокко до 21 века. В центре внимания – австрийские художники эпохи Fin de Siècle и Art Nouveau. Сердцем коллекции "Искусство около 1900 года", представленной в Верхнем Бельведере, является крупнейшее в мире собрание картин Густава Климта. Среди основных сокровищ – его золотые картины "Поцелуй" (1908/09) и "Юдифь" (1901), а также шедевры Эгона Шиле и Оскара Кокошки. В репертуар музея также входят выдающиеся произведения французского импрессионизма, а также самая важная коллекция венского бидермайера.

Бельведер5.jpg

Еще во времена принца Евгения (1663-1736), важного генерала, мецената и коллекционера, два дворца его летней резиденции в Бельведере были хранилищами многочисленных произведений искусства. После смерти принца части его коллекций и дворцов перешли к императорскому дому, в котором с 1781 года размещались различные части императорских художественных коллекций. В 1903 году в Нижнем Бельведере была создана государственная "Современная галерея". После окончания монархии Нижний, а затем и Верхний Бельведер и Оранжерея стали музеями. Австрийская галерея Бельведер является одним из федеральных музеев Австрии и с 2000 года имеет статус "научного учреждения" с полной правоспособностью.

Бельведер6.jpg

Так как императорская галерея в Шталльбурге уже страдала от нехватки места и многие картины не могли быть выставлены, регентша Мария Тереза и ее сын, впоследствии император Иосиф II, решили в 1776 году переместить их в Верхний Бельведер. За этот проект и его реализацию отвечал тогдашний директор галереи, Джозеф Роза Старший. Он уже составил классификацию по художественным школам, но впоследствии она была заменена новой схемой Кристиана фон Мехеля.

Со времен Венского конгресса коллекцию Амбраса можно было увидеть в Нижнем Бельведере. Здесь также были выставлены предметы из императорской коллекции античного и египетского искусства. Все произведения искусства, хранившиеся во дворцах Бельведера, были перевезены в недавно построенный Музей истории искусств, который открылся в 1891 году.

В 1903 году Министерство культуры и образования открыло галерею "Модерн" в Нижнем Бельведере. В течение многих лет австрийские художники, прежде всего Карл Молль с венскими сецессионистами, настаивали на создании государственного музея современного искусства. К моменту своего открытия в 1903 году Галерея Модерн уже обладала собственными коллекциями, основание которых было заложено Сецессионом на пожертвования, сделанные ему в предыдущие годы. Первоначально Современная галерея управлялась самим министерством, и только в 1909 году был назначен ее первый самостоятельный директор – Фридрих Дёрнхёффер, значительно способствовавший приобретению произведений искусства всех эпох. В 1912 году Галерея Модерн была переименована в Австрийскую государственную галерею. Уже в то время здесь был представлен репрезентативный срез австрийского искусства от Средневековья до наших дней, а также заложена основная структура сегодняшнего музейного комплекса.

С 1915 года и до своего увольнения в 1938 году Франц Мартин Хабердицль руководил музеем и благодаря своей продуманной политикой комплектования заложил основу коллекции крупных произведений классического современного искусства. В период его пребывания на посту президента была расширена Австрийская государственная галерея, в которую вошли оба дворца, а также проведена реорганизация бывшей императорской коллекции Ганса Титце.

После окончания Первой мировой войны и основания Первой республики в ноябре 1918 года музеи Вены столкнулись с серьезными проблемами. Бывший Хоферар, государственная собственность, находившаяся в непосредственном управлении императорского двора, в конце 1918 года была передана в собственность республики, а фонд семьи Габсбургов (Fideikommiss) был экспроприирован в пользу государства в соответствии с Габсбургским законом 1919 года. Однако Сен-Жерменский договор 1919 года обязал Австрию вернуть коллекции, которые когда-то находились во владении тех бывших коронных земель, которые не принадлежали новой Австрийской Республике. По этой причине некоторые произведения искусства из Австрийской государственной галереи переехали в другие государства-преемники монархии. С тех пор в коллекции Бельведера почти не было работ художников из бывших стран австрийской половины Двойной монархии, которые в 1918 году стали иностранными государствами.

В Австрийской галерее с 1923 года размещался музей барокко в Нижнем Бельведере, с 1924 года – галерея искусства XIX века в Верхнем Бельведере, а с 1929 года – современная галерея в Оранжерее. Было приобретено много важных работ, включая известные картины Густава Климта и Эгона Шилe.

Во время национал-социалистического режима галерея Moderne Galerie оставалась закрытой, а произведения искусства были сданы на хранение, оставив нетронутым запас так называемых "дегенеративных" работ. В 1943/44 годах Музей барокко и Галерея XIX века также были закрыты для защиты ценных художественных коллекций.

После Второй мировой войны директор Карл Гарцаролли-Турнлакх в 1953 году создал коллекцию средневековья Бельведера в Оранжерее у Нижнего Бельведера. Бельведер получил фонды для этой коллекции от Музея истории искусств и взамен передал свою коллекцию международного искусства XIX и XX веков.

В 1955 году, после многолетней реконструкции и ремонтных работ, Верхний Бельведер был вновь открыт для публики в качестве музея, и здесь можно было увидеть работы Густава Климта, Эгона Шиле, Оскара Кокошки и других важных австрийских художников. Важные выставки (1958: Ван Гог, 1960: Гоген, 1961: Сезанн) уже тогда привлекали множество посетителей.

С 1998 года новые приобретения проходят экспертизу в отделе исследования происхождения Бельведера и Комиссии по исследованию происхождения. Однако чем более выдающимся является произведение, тем неохотнее его возвращают законным владельцам. Примером тому служит портрет Климта "Адель Блох-Бауэр I" (так называемая "Золотая Адель"), который в 2006 году был возвращен законному наследнику прежнего владельца.

Деятельность музея после Второй мировой войны характеризовалась многочисленными новыми приобретениями, расширением и модернизацией. Во время директорства Герберта Фродля (1991-2006) Верхний Бельведер был полностью отремонтирован (1991-1996). В 2000 году, как и все другие федеральные музеи, Бельведер получил полную правоспособность, но остался собственностью государства.

Здание Карла Шванцера, построенное в качестве павильона Австрии на Всемирной выставке 1958 года в Брюсселе, впоследствии было перестроено в Швейцаргартене рядом с Бельведером и в течение десятилетий служило Музеем 20-го века (20er Haus). После ревитализации и адаптации в соответствии с планами Адольфа Кришаница, в ноябре 2011 года Бельведер был вновь открыт как 21er Haus – Музей современного искусства. С начала 2018 года дом носит название Belvedere 21.

Дом рассматривает себя как место художественного производства, приема и размышлений. В центре внимания – австрийское искусство 20 и 21 веков и его встраивание в международный контекст. На верхнем этаже коллекция произведений искусства Бельведера, начиная с 1945 года, представлена в виде меняющихся презентаций. В 21-м зале, зеркально отраженном Надимом Вардагом, с интервалом в шесть недель проходят персональные презентации художников, живущих и работающих в Австрии, и художников, проживающих в Бельведере (об этом подробнее далее). С 2013 года здесь также проводятся выставки по случаю вручения премии BostonConsulting & BelvedereContemporary Art Awards.

Бельведер7.jpg


Бельведер8.jpg

Временные выставки представлены в открытом зале на первом этаже, включая большие персональные выставки Ханса Шабуса, коллектива художников "Желатин" и Урсулы Майер. Сад скульптур, выходящий на Швейцаргартен, и Вотруба в 21-м доме с собственным выставочным пространством и хранилищем имущества художника в подвале завершают обширную программу дома.

Вместе с кинотеатром Бликле в Бельведере 21 находится единственный полностью сохранившийся кинотеатр 1950-х годов в Вене. Все грани современного кино– и видеопроизводства представляются и обсуждаются в присутствии кинематографистов, кураторов и составителей программ. Salon für Kunstbuch в фойе представляет собой модель книжного магазина в масштабе 1:1. Задуманный Бернхардом Целла, это первый в мире музейный магазин, который работает как художественная интервенция. В Бельведере 21 также находится Артотека Бундеса, работы которой регулярно обогащают презентации коллекций и выставки музея.

Бельведер9.jpg

В 2001 году была инициирована программа "Резиденция художника в Бельведере" и построена квартира со студией в Augarten Contemporary. С тех пор иностранные художники приглашаются в Вену для разработки и представления работ, знакомства с австрийской художественной сценой и вступления с ней в диалог. В рамках программы в Бельведере работали такие художники, как Якоб Колдинг, Джонатан Монк, Роза Эль-Хассан, Анн-Софи Сиден, Йошитомо Нара, Хироши Сугито, Уго Рондиноне, Силке Отто-Кнапп, Юлиан Гете и Гюльсюн Карамустафа.

Бельведер видит одной из своих главных задач исследование истории австрийского искусства и проведение искусствоведческих исследований. Благодаря Научно-исследовательскому центру, открытому в 2009 году, Бельведер располагает центром компетенции и исследований в области австрийского искусства. Он объединяет отделы "Архив и документация", "Библиотека", "Фотоархив/репродукции", "Цифровой архив", а также Институт составления каталогов произведений, основанный в 2010 году. Таким образом Бельведер может обеспечить эффективную синергию между различными отделами и охватить более широкую аудиторию. В Исследовательском центре хранятся обширные коллекции работ и материалов, обширные коллекции по австрийскому искусству и истории искусства. Помимо основных задач по сбору, сохранению и исследованию, одной из центральных задач является передача результатов, имеющих отношение к истории искусства, и обеспечение их доступности для общественности. 

Коллекции архива включают, среди прочего, домашний архив Бельведера с 1903 года, обширную документацию о примерно 20 000 художников, а также многочисленные завещания художников (в основном австрийских). В библиотеке любителям искусства доступны около 120 000 медиа единиц (книги, журналы и новые медиа)  в качестве справочного фонда. Коллекция посвящена истории искусства в Австрии от Средневековья до наших дней, с особым акцентом на "искусство около 1900 года", а также международным выставкам. В библиотеке также имеется литература по истории Бельведера и большая коллекция исторических и современных аукционных каталогов и периодических изданий. Фотоархив собирает и архивирует около 25 000 изображений, связанных с Бельведером и его художественной коллекцией, а также с австрийским искусством, и управляет правами на изображения произведений искусства, принадлежащих Бельведеру.

Дополнительная информация