Войти

Забыли свой пароль? Регистрация
Беседы об Австрии
История коллекции Леопольда

История коллекции Леопольда

Мы уже не раз писали о музеях Вены, как государственных, так и частных. В этот раз хотим вам рассказать не столько про музей, сколько про коллекционеров, основателей одного из музеев в Вене.

Речь идет о коллекционерах Рудольфе и Элизабет Леопольд, которые собирали коллекцию работ современных им художников, а потом создали под эту коллекцию музей Леопольда, находящийся в центре города, по адресу Museumsplatz 1, 1070 Wien.

Музей насчитывает более 8 300 произведений – это одно из самых значительных в мире собраний австрийского искусства второй половины XIX века и модернизма.

Супружеская пара Рудольф и Элизабет Леопольд собирали эту уникальную коллекцию на протяжении пяти десятилетий как большие фанаты искусства и художников, их окружавших, а также двух важнейшей фигур австрийского модернизма – Эгона Шиле и Густава Климта. Работ Эгона Шиле в их коллекции насчитывается около 220, что делает ее самой обширной коллекцией работ художника в мире. Кроме того, пара Леопольдов умудрилась собрать целый ряд работ Густава Климта, Рихарда Герстля, Оскара Кокошки или Альфреда Кубина, а также художников 19 столетия – Фердинанда Георга Вальдмюллера, Августа фон Петтенкофена, Эмиля Якоба Шиндлера и Антона Ромако.

Эгон Шиле, Автопортрет с обнаженным плечом, 1912


Густав Климт, Смерть и жизнь, 1910/11



В духе целостной концепции искусства Рудольф Леопольд также собирал мебель и предметы декоративно-прикладного искусства эпохи модерна и Венской Веркштетте. Например, они собирали работы Йозефа Хоффмана, Коломана Мозера, предметы из Африки, Океании и Восточной Азии. В 1994 году большая часть частной коллекции Рудольфа Леопольда, который до этого времени жил с семьей среди своих художественных сокровищ, была передана в Музей Леопольда - Privatstiftung – при поддержке Австрийской Республики и национального банка Австрии. В 2001 году коллекция переехала в Музей Леопольда в Музейный квартал.

По сей день расширение коллекции является одной из центральных задач Музея Леопольда, который стремится расширить фокус коллекции за пределы ее основных фондов. Так например, в 2020 году в ходе аукциона музей получил в дар важную работу Густава Климта: потолочную роспись "Алтарь Диониса" для Бургтеатра.

Густав Климт, “Алтарь Диониса”, 1886, 32×158 см


Кстати, по музею можно прогуляться и онлайн!


Кто такие Рудольф и Элизабет Леопольд

Рудольф Леопольд – прекрасный и не единственный пример врача, влюбленного в искусство. Рудольф Леопольд изучал офтальмологию в Венском университете после окончания средней школы в 1943 году. Через 10 лет, в 53 году он получил докторскую степень, после чего стал активно практиковать. Уже тогда заинтересовался искусством; к тому же, во время учебы Леопольд посещал лекции по истории искусств и тогда же – в поздние университетские годы начал коллекционировать работы своего любимого художника-экспрессиониста Эгона Шиле, который в то время не просто потерял популярность, но канул в Лету.





В 1955 году Леопольд представил в Амстердаме получившую большое признание выставку современного австрийского искусства, благодаря которой имя Шиле впервые стало известно широкой публике за пределами Австрии. После этого успеха Леопольд организовал новые выставки Шиле в Инсбруке, Лондоне (1963), Вене (1968) и Нью-Йорке. А в 1972 году Рудольф Леопольд опубликовал большую монографию о творчестве Эгона Шиле в виде критического каталога. С 1989 по 1991 год выставка "Эгон Шиле и его время" с большим успехом демонстрировалась в Цюрихе, Вене, Мюнхене, Вуппертале и Лондоне. Затем последовали многочисленные выставки в Тюбингене, Дюссельдорфе и Гамбурге, Граце, Нью-Йорке и Барселоне. Картины Шиле также были представлены на выставке Expo 2000 в Ганновере.

В начале 1990-х годов Леопольд вел переговоры о будущем своей коллекции с Министерством образования Австрии, которое тогда отвечало и за вопросы художественной политики. Для Министерства образования коллекция Рудольфа Леопольда представляла большой интерес. Именно поэтому в 1994 году было решено закупить коллекцию у Леопольда и основать одноименный фонд искусства, а потом и музей. В том же 1994 году при содействии Österreichische Nationalbank Рудольф Леопольд передал свою коллекцию в новообразованный Privatstiftung (частный фонд) музея Леопольда — так, его коллекция была передана государству Австрии. Взамен от государства коллекционер получил около трети оценочной стоимости и был назначен пожизненным директором музея.

Если быть точнее, он передал в фонд 5266 инвентаризированных произведений искусства за 2,2 миллиарда шиллингов, при том, что общая стоимость его коллекции оценивалась в 7,9 млрд. шиллингов.

Целью образованного фонда – сохранить одну из самых впечатляющих коллекций модернистского австрийского искусства, а также сделать ее доступной для общественности посредством работы музея. В том числе, осуществлять научную деятельность: документировать и собирать информацию о "модернизме" Вены начала 20-го века.

Полноценно здание музея открыли, правда, позднее: в 2001 году в венском Квартале музеев. С тех пор эта важная коллекция австрийского классического модернизма находится в постоянной экспозиции.

В 1997 году Рудольф Леопольд был награжден Австрийским почетным крестом за науку и искусство I. класса за свою преданность делу. Его жена – Элизабет Леопольд, также офтальмолог по профессии, поддерживала увлечение мужа собирательством искусства.



Возвращение работ

Рассказывая о коллекции Леопольдов, нельзя не упомянуть и скандальную часть истории, с которой, в основном сталкивается музей, нежели сами основатели коллекции. Демонстрируя собранные работы, руководство музея несколько раз обвинялось в удержании в коллекции работ, которые были нелегально изъяты у изначальных владельцев во времена Национал-социализма.

Так, например, в 1998 году, после выставки Фонда в Музее современного искусства в Нью-Йорке, портрет Валли Нойзиль (Wally Neuzil) работы Эгона Шиле был конфискован как "украденная собственность". Только в 2010 году Музей Леопольда достиг соглашения с наследниками Леа Бонди-Жарей и правительством США о том, что право собственности на картину будет окончательно передано Музею Леопольда в обмен на выплату 19 миллионов долларов. Чтобы заплатить эти деньги, музей выставил на аукцион Sotheby's 2011 другую работу Эгона Шиле.

Эгон Шиле, Портрет Валли Нойзиль, 1912


Чтобы миновать другие подобные споры по поводу не случившейся реституции (возвращения) работ наследникам изначальных владельцев, Совет директоров Фонда согласился на независимое исследование происхождения всех работ из коллекции Рудольфа и Элизабет Леопольд: тем более, что действия фонда подвергались масштабной критике со стороны еврейской общины. В итоге Музей Леопольда, в кооперации с Австрийской Республикой, соглашается провести независимое исследование происхождения определенных произведений: комиссия собрала 45 досье, результаты исследования которых Музей выложил в том числе и онлайн.

А в 2016 году Музей Леопольда достиг соглашения с 95-летней наследницей коллекционера Карла Майлендера: из пяти рисунков Шиле, принадлежавших Карлу Майлендеру, музей обязался вернуть два наследнице. Как и ранее, за процессом внимательно следила еврейская община Вены.

Дополнительная информация