Войти

Забыли свой пароль? Регистрация
Беседы об Австрии
История Альбертины, одного из самых посещаемых музеев мира

История Альбертины, одного из самых посещаемых музеев мира

История “Альбертины”: самого посещаемого музея в Австрии и одного из самых посещаемых музеев мира.

В отличие от других коллекций, доступ к которым имело лишь дворянское сословие, единственным условием для входа в Альбертину являлось наличие у посетителя собственной обуви.

Будущий Музей располагался во дворце эрцгерцога Альберта, исторической резиденции Габсбургов. А название "Альбертина" связано с именем Альберта Казимира, герцога Саксен-Тешенского, зятя императрицы Марии Терезии, который основал коллекцию в 1776 году в венгерском городе Прессбурге, где он проживал в качестве представителя императрицы Марии Терезии.

file.jpg file.jpg

Эрцгерцог Альберт Казимир Август Саксонский и эрцгерцогиня Мария Кристина

В 1792 году эрцгерцог смог привезти большую часть коллекции в Вену из Австрийских Нидерландов, где впоследствии служил представителем австрийского монарха. Коллекция Герцога Альберта является одной из самых значительных художественных коллекций в мире. В течение более 50 лет он использовал сеть дилеров, действующих по всей Европе, а также аукционы обширных частных коллекций для приобретения 14 000 рисунков и 200 000 гравюр. Собрание содержит работы художников с начала XV до начала XIX века. Многие из рисунков – признанные шедевры, в том числе рисунок мужской обнаженной натуры Микеланджело, "Полевой заяц" Дюрера и детские портреты Рубенса.

К созданию коллекции Герцога Альберта вдохновила его жена, эрцгерцогиня Мария Кристина, которая не только разделяла большую любовь к искусству, но также смогла поддержать его материально благодаря своему огромному состоянию. С самого начала герцог Альберт систематически структурировал свою коллекцию в соответствии с художественно-историческими критериями, по школам и художественным ландшафтам. Немцы и австрийцы занимают первое место, за ними следуют работы голландских, итальянских и французских художников. В последние двадцать лет жизни герцог Альберт все чаще приобретал работы современных художников ("maîtres modernes"). Их работы составили около трети его коллекции.

Здание музея

История его уходит в 1744 год, когда Мария Тереза построила дворец для своего близкого друга и советника дона Эмануэля Телеса да Сильва Конде Тарука. Архитектором комплекса выступил Мауро Игнацио Вальмаджини.

Через годы, а именно в 1794 году, когда герцог Альберт и Мария Кристина нуждались в жилье по возвращению в Вену, император Франц II подарил им тот самый дворец на Аугустинербастей. Сначала Альберт приспособил здание для своей коллекции графики и библиотеки, а затем расширил его за счет дополнительного крыла, построенного между 1802 и 1804 годами.

После смерти герцога и художественная коллекция, и здание достались по наследству эрцгерцогу Карлу, а затем эрцгерцогу Альбрехту Фридриху Австрийскому и эрцгерцогу Фридриху Австрийскому. К этому времени относится дальнейшее расширение экспозиции.

Весной 1919 года здание и коллекция перешли от Габсбургов в собственность Австрийской республики. В 1920 году коллекция была объединена с фондами печатной графики из бывшей королевской придворной библиотеки. На тот момент времени все экспонаты, находившиеся в частной собственности, были уже вывезены из дворца их бывшими владельцами, хотя размещение художественного собрания в соответствии с учредительной грамотой было привязано к дворцу.

В том же году все государственные помещения были закрыты для публики и использовались в качестве офисов, библиотек или для хранения коллекции. С драгоценными украшениями обращались небрежно, и блистательное культурное наследие последовательно разрушалось. С 1921 года здание и коллекция официально носят имя “Альбертина”.

Альфред Штикс

Как бы ни страдало здание, постоянное расширение коллекции, к которому стремился герцог Альберт, все же было продолжено в период с 1923 по 1934 год директором Альбертины Альфредом Штиксом. Ему удалось пополнить фонды, приобретя французские и немецкие рисунки XIX века. С 1934 года и до конца Второй мировой войны Альфред Штикс продолжал заниматься экспансией австрийской и немецкой графики XIX и XX веков.

12 марта 1945 года Альбертина была серьезно повреждена в результате американского бомбардировочного налета. Но вместо восстановления дворца было продолжено его историческое уничтожение, де факто начатое в 1919 году. В 1952 году - когда была вновь открыта "Коллекция гравюр и рисунков Альбертины" - бывший дворец Габсбургов представлял собой архитектурно неинтересное здание, лишенное всякой исторической идентичности.

В течение десятилетий музей был открыт для посетителей всего несколько часов в день (в 1930-е годы: 27 часов в неделю, в конце 1950-х: около 35 часов в неделю). Неудивительно, что в эти годы посещало его непревзойденно низкое количество посетителей. Одновременно, руководство музея уделяло гораздо больше внимания научной деятельности, нежели взаимодействию с общественностью.

В период с 1962 по 1986 годы пост директора Альбертины занимал Уолтер Кошацки. За период директорства ему удалось организовать более 200 выставок и опубликовать ряд историко-художественных работ по графическому искусству. При Кошацком Альбертина снова стала более заметной для публики.

Сегодня

В 1996 году Альбертину закрыли в связи с реконструкцией. Открылась она для посетителей лишь в 2003 году – после более чем десятилетнего закрытия, масштабного расширения, модернизации и тщательной реставрации.

В ходе этой масштабной реставрации были обнаружены не только остатки захоронений времен Римской империи, но также восстановлены недостающие части фасадов, снесенных в 1950-х годах, отреставрированы государственные покои Габсбургов. Кроме того, восстановили классические парадные залы и выкупили большую часть оригинальной мебели, заказанной герцогом Альбертом с 1780 по 1805 годы.

Чтобы сделать возможным всестороннее представление коллекций выставочная площадь была расширена с 150 м2 до 5 000 м2. Архитектору Хансу Холляйну было поручено переосмыслить архитектуру "Крыла Соравиа" таким образом, чтобы получилось символически проявить на фасаде следы реконструкции. Так был придуман проект, напоминающий парящее металлическое крыло, вызвавшее немало споров и обсуждений. Помимо выступающего крыла длиной в 60 метров, Хансом Холляйном был придуман эскалатор, пронзающий бастион под углом, и панорамный лифт.

file.jpg

Новым директором Альбертины был избран Клаус Альбрехт Шрёдер (с 1999 года). Именно он курировал обновление экспозиции музея, который с 2000 года в соответствии с законодательством был определен как академическое учреждение. Кроме того, теперь помимо “Графической коллекции” эрцгерцога Альберта в музее также разместились Архитектурная коллекция и Фотоколлекция, которая была основана в 2000 году путем слияния исторических фондов Графики и фотоархива Langewieschen Verlag (Blaue Bücher). К 2018 году были добавлены коллекция Риты и Херберта Бальтинер (Sammlung Batliner), а также коллекция Карлхайца Эссл (Sammlung Essl).

file.jpg

Переход от экспонирования только графической коллекции оказался успешным: в настоящее время музей является одной из самых посещаемых достопримечательностей Вены, а в 2018 году в нем было зарегистрировано более миллиона посещений.

Кстати говоря, теперь в постоянной экспозиции музея нет графики, ее показывают только во время временных выставок. С тех пор как в 2007 году музей получил во временное пользование коллекцию Батлинера, часть выставочного пространства используется для постоянной выставки, посвященной классическому модернизму: "От Моне до Пикассо". Коллекция Батлайнера".

file.jpg

Часто в музее проводятся специализированные выставки живописи: например, в 2006 году проводилась масштабная выставка Пикассо, а осенью 2018 года — выставки работ Пиросмани и Моне. Масштабная выставка, посвященная графике Альбрехта Дюрера была открыта в 2019/2020 году.

Помимо выставочных залов и залов постоянной экспозиции, в 2008 году в Альбертине была организована научная библиотека (т.н. Studiensaal), а также реставрационные и мастерские Альбертины, и, собственно, залы с хранением коллекции, насчитывающей более миллиона произведений.

file.jpg

Источники фото:

© Albertina, Wien (Foto: Alexander Ch. Wulz)

Albertina,
© Albertina, Wien (Foto: Harald Eisenberger)

Jeanne und Donald Kahn Galleries,
© Albertina, Wien

Ausstellungseinblicke,
© Albertina, Wien (Foto: Rupert Steiner)

Einblick in die Ausstellungshalle | Foto © Bureau Kies

Дополнительная информация