Венская опера открывает осенний короновирусный сезон c новым руководством и новыми постановками: Серебренникова, Чернякова, Коски.
Новый директор Богдан Рошчич пришел из индустрии грамзаписи – его прежняя деятельность была связана с управлением студией Sony Classic в Нью-Йорке. Рошчич сменил на посту Доминика Мейера, возглавлявшего театр чуть более 10 лет.
Богдан Рошчич родился в 1964 году в Белграде. Ему было 10 лет, когда семья переехала в Австрию. Изучал философию и музыковедение в Венском университете, а в 1989 году защитил диссертацию о Теодоре Адорно, получив докторскую степень. Затем работал журналистом – публиковал статьи о поп-музыке и медиа в ведущей австрийской газете Die Presse, руководил отделом медиа и поп-музыки в Kurier. Чуть позже возглавил и переформатировал радио Ö3 – музыкальную радиостанцию, входящую в телерадиоконцерн ORF. Откуда ушел в звукозаписывающий бизнес. Сначала возглавил Universal Music Austria, потом стал художественным руководителем Deutsche Grammophon в Гамбурге, позже возглавил немаловажный в мире классической музыки лейбл DECCA в Лондоне и оттуда в 2009 году переехал в Нью-Йорк уже в качестве главы Sony Masterworks, включающей классическое направление.
Объявляя о назначении Рошчича на пост директора Венской оперы, министр культуры Австрии Томас Дрозда отметил, что этот выбор призван обозначить «взгляд в будущее» для театра, являющегося «главным институтом австрийского культурного ландшафта».
Концепция развития театра, представленная Рошчичем на конкурс, как сообщает австрийское информационное агентство APA, называлась «Вперед к Малеру».
В 2022 году Рошчич собирается широко отметить 125-летие вступления выдающегося композитора, дирижера и реформатора музыкального театра Густава Малера в должность директора Венской оперы.
Говоря о планах на сезон 2020–2021, Рошчич подчеркнул, что его цель – «разом обновить наиболее исполняемый репертуар – и музыкально, и сценически». В планах на пять лет – на этот срок назначаются директора Венской оперы – каждый сезон делать премьеру одной оперы Моцарта, одной оперы Вагнера и одной оперы XX–XXI веков.
Первым нововведением станет появление в театре главного дирижера и музыкального руководителя (Generalmusikdirektor). У Венской государственной оперы не было официального музыкального руководителя с 2014 года, когда в отставку с этого поста ушел Франц Вельзер-Мёст. С тех пор Доминик Мейер единолично руководил всеми направлениями деятельности театра. В новом сезоне главным дирижером и музыкальным руководителем театра станет швейцарец Филипп Жордан, ранее занимавший аналогичный пост в Парижской опере и возглавлявший Венский симфонический оркестр.
Как сказал сам Жордан во время презентации сезона, основное направление их совместной работы с Рошчичем – создание «моцартовского ансамбля». Ожидается, что в ближайшие годы Барри Коски поставит на венской сцене весь «цикл Да Понте»: «Свадьбу Фигаро», «Так поступают все» и «Дон Жуана», а певцы, которые соберутся в театре уже в этом сезоне, станут в дальнейшем частью этого ансамбля.
Балетную трупу также возглавит новый руководитель. Им станет швейцарский хореограф Мартин Шлепфер, в прошлом художественный руководитель балетной труппы Немецкой оперы на Рейне в Дюссельдорфе, сменивший Мануэля Легри, руководившего Венским государственным балетом с 2010 года.
Грядут перемены и новое руководство сильно сократило и обновило постоянную труппу театра, а также учредило молодежную программу.
Из более тысячи соискателей выбрали двенадцать участников, с которыми заключили контракты на два года. Отказавшись от детской сцены в подвальном театре на соседней улице, Венская опера поставит два спектакля для детей в здании на Рингштрассе: «Севильский цирюльник для детей» на основной сцене и детская версия «Похищения из сераля». В репертуаре театра не осталось ни одной из прежних детских опер.
Программа сезона пополнилась днями, иногда и несколькими в месяц, с пометкой «Закрыто на репетиции». Недостаток оркестровых и сценических репетиций был постоянной бедой театра при прежнем директоре, когда проводилось 280 спектаклей за 300 дней сезона. Возможно, введение репетиционных дней – часть установки нового руководства на повышение качества.
«Мне никогда не нравилась идея оценивать такой институт, как Венская опера, по заполняемости зала, – отметил во время презентации Богдан Рошчич, заочно споря со своим предшественником Мейером, который не мог не гордиться тем, что зал всегда был полон. – Венская опера существует для того, чтобы быть великолепной, чтобы предлагать переживания абсолютно высшего уровня, которые никто больше предложить не может и без которых жизнь была бы бедна. А если вы это сделаете, то и зал у вас будет битком».
На сезон 2020-2021 в театре запланировано десять премьер, из которых только два спектакля будут абсолютно новыми. Среди них «Парсифаль» в постановке Кирилла Серебренникова, который сменит относительно новую постановку Алвиса Херманиса, ставящуюся в Вене с 2017-го. Добавятся две копродукции и шесть переносов на венскую сцену нашумевших радикальных произведений «режиссерской оперы»: «Евгений Онегин» Дмитрия Чернякова из Большого театра; «Кармен» Каликсто Биейто, поставленная уже на 29 сценах мира; «Макбет» Барри Коски из Цюриха. Кроме того, будут возобновлены две старые постановки Венской оперы – «Свадьба Фигаро» Жана-Пьера Поннеля и «Электра» Гарри Купфера.
Балетных премьер в сезоне всего две, обе в постановке нового руководителя Венского балета Мартина Шлепфера. Сезон, начинающийся премьерой «Мадам Баттерфляй» Пуччини. Режиссеры – Энтони Мингелла и Кэролайн Чоа. Дирижер – Филипп Жордан. Главную роль исполнит Асмик Григорян. Этот спектакль – копродукция Венской оперы, Метрополитен-оперы, Английской и Литовской национальных опер. Также будет показана «Электра» Рихарда Штрауса в восстановленной режиссуре Гарри Купфера, за дирижерским пультом - Франц Вельзер-Мёст. В октябре будет показано «Похищение из сераля» Моцарта. Эта опера перенесена из Штутгарта режиссером Хансом Нойенфельсом. Дирижер – Антонелло Манакорда.
Состоится премьера «Евгения Онегина» Чайковского в нашумевшей постановке Дмитрия Чернякова, созданной в 2006 году для Большого театра. Дирижер – Томаш Ганус.
24 ноября запланирована первая балетная премьера сезона – «Mahler, Live». Программа включает в себя два балета: «Live» на музыку Листа в хореографии Ханса ван Манена и «4» на музыку Малера в постановке Мартина Шлепфера.
13 декабря планируется первая из обещанных Рошчичем современных опер – «Преданное море» Ханса Вернера Хенце (по роману Юкио Мисимы «Моряк, который разлюбил море»). Режиссеры – Йосси Вилер и Серджио Морабито, дирижер – Симона Янг.
6 февраля 2021 года можно будет увидеть «Кармен» Бизе в постановке Каликсто Биейто, уже ставшей классикой современной оперной сцены. Это спектакль-копродукция Венской оперы, Сан-Францисского оперного театра и Бостонской лирической оперы. Дирижер – Андрес-Ороско-Эстрада. В главных партиях: Анита Рачвелишвили и Чарльз Кастроново.
4 марта будет показана копродукция «Травиаты» Верди в постановке Саймона Стоуна. Прошлым летом молодой режиссер удивил Зальцбург своей «Медеей», а эту версию «Травиаты» с южноафриканской сопрано Претти Йенде он поставил в Париже прошлой осенью (спектакль транслировался в России в проекте OperaHD). Дирижер – Джакомо Сагрипанти. На апрель планируется главное событие – премьера «Парсифаля» Рихарда Вагнера в новой версии Кирилла Серебренникова. Режиссер выступит не только в роли постановщика, но и сценографа и художника по костюмам. Дирижер постановки – Филипп Жордан. В главных партиях звездный состав: Людовик Тезье (Амфортас), Йонас Кауфман (Парсифаль), Элина Гаранча (Кундри).
23 апреля должен пройти «Фауст» Шарля Гуно, копродукция Венской оперы и Штутгартского оперного театра. Режиссер – Франк Кастроф, дирижер – Бертран де Бийи.
Май будет представлен «Коронацией Поппеи» Монтеверди в постановке Яна Лауэрса, которую публика помнит по Зальцбургскому фестивалю 2018 года. Дирижировать будет Пабло Эрас-Касадо. Завершится парад оперных премьер 10 июня оперой «Макбет» Верди в постановке Барри Коски. Дирижер – Филипп Жордан. Партию Леди Макбет исполнит Анна Нетребко.
26 июня балетная премьера – вечер одноактных балетов «Tänze Bilder Sinfonien» («Танцевальные картинки симфоний»). Публику ожидает «Симфония в трех частях» на музыку Стравинского в хореографии Джорджа Баланчина, «Картинки с выставки» Мусоргского в постановке Алексея Ратманского и мировую премьеру балета Мартина Шлепфера «Симфония №15» на музыку Шостаковича.
На протяжении всего сезона театр будет блистать звездными именами. Анна Нетребко выйдет на венскую сцену в «Макбете» и декабрьской «Тоске». В январе в этой любимой публикой опере ее заменит Соня Йончева. А Йонас Кауфман, кроме «Парсифаля», встретится с нами еще и во французской версии «Дон Карлоса» в сентябре вместе с Ильдаром Абдразаковым и Игорем Головатенко. Пласидо Доминго также состоит в афише в «Симоне Бокканегре» вместе с Хиблой Герзмава, а в январе – в «Набукко» Верди.
Имена известных российских исполнителей, что уже привычно, встречаются в венской афише. Дмитрий Корчак несколько раз за сезон выйдет на сцену государственной оперы в «Доне Паскуале» Доницетти, в том числе вместе с Борисом Пинхасовичем, а Ирина Лунгу – в «Ромео и Джульетте» Гуно.
Что касается короновирусных ограничений - билеты продаются посетителям и компаниям по два, три, четыре места рядом. Между занятыми креслами будут находиться пустые. Билеты именные. Большая реорганизация произошла в зоне 567 стоячих мест. Их больше не будет, но там появился 181 высокий стул – как обещают – удобнее прежних, а цена билета остается неизменной.
К открытию сезона все члены труппы и персонал Венской оперы прошли тестирование на коронавирус.