Войти

Забыли свой пароль? Регистрация
Беседы об Австрии
Что нужно знать об австрийском кинематографе

Что нужно знать об австрийском кинематографе

Как ни странно, австрийский кинематограф не так хорошо известен широкому зрителю, если не считать две знаменитые киноэпопеи: “Комиссара Рекса” про немецкую овчарку и ее владельца-полицейского и про принцессу Сисси с Роми Шнайдер в главной роли. О последней мы писали ранее.

История

В тридцатые годы двадцатого века Австрия сильно зависела от немецкого рынка: австрийские продюсеры часто снимали свои фильмы в соответствии с пожеланиями немецких дистрибьюторов. Хотя этот метод производства был успешным и приносил прибыль, о развитии австрийского кинематографа в этот период говорить сложно.

1950-е годы: разруха, фильмы о войне и миловидные комедии

После Второй мировой войны австрийская киноиндустрия восстанавливалась довольно медленно: не хватало ни то что персонала, но даже сырья для пленки. Многие здания и улицы, в том числе студии и кинотеатры, были разрушены.

Эти годы австрийского кинематографа многим напоминают кинематограф советский: с одной стороны, ограниченные возможности австрийской киноиндустрии, с другой стороны – если фильмы и снимали, то о войне. Парадокс в том, что зачастую эти фильмы не отвечали вкусу широкой публики, и иные даже говорили о "фиаско венского кино".

Отягощало ситуацию еще и то, что крупнейшие австрийские кинокомпании были в прошлом конфискованы немецким рейхом, а потом его союзниками. Например, крупнейшая на территории Австрии кинокомпания Wien-Film досталась после войны американцам, а киностудия "Розенхюгель" находилась в советской оккупационной зоне. Даже сегодня почти вся система дистрибуции в Австрии находится в руках крупных американских кинокомпаний.

В 1945 году снова начали выпускать популярный киножурнал "Майн фильм" - но только в ограниченном объеме, поскольку не хватало бумаги, а также многих других товаров. С 1949 года издавался журнал "Filmkunst - Zeitschrift für Filmkultur und Filmwissenschaft". Этот киножурнал прекратил свое существование только в 1997 году, и очевидно был самым долгоиграющим немецкоязычным журналом о кино.

При этом, в 1950-х годах Австрия стала популярным местом для съемок западногерманских фильмов: немудрено, что ряд режиссеров и актеров эмигрировали в Западную Германию.

Наряду с фильмами Heimatfilms и музыкальными комедиями, в 1950-е годы переживали бум адаптации оперетт. Своего пика в первой половине 1950-х годов также достигли музыкальные комедии. Отвергнутые критиками и высмеянные интеллектуалами, такие фильмы, тем не менее, больше всего нравились широкой публике. Как правило, режиссеры этих постановок не продвигали никаких эстетических инноваций, но радовали рядового австрийского зрителя традиционностью постановок. В 1950-е годы мало кто был готов к новым поворотам.

Зачастую музыкальные комедии рассказывали об удачах и совпадениях жизни среднего австрийца. Примером может послужить фильмы "Двое в машине" с известной в те времена актрисой Иоганной Матц; фильм “Die Försterchristel, Hannerl” и оперетта “Die Perle von Tokay”. В начале 1950-х годов кинокомпания "Шёнбрунн-фильм" выпустила несколько хитов: "Hallo Dienstmann", "Der alte Sünder" (1951) и историю о венском народном певце Фиакермилли.

Помимо музыкальных комедий, активно снимались криминальные фильмы, вроде "Арльберг-экспресс" (1948, режиссер Эдуард фон Борсоди) и получивший признание критиков "Prämien auf den Tod" (1949, Курд Юргенс).

Уникальная и необычная постановка в истории австрийского кинематографа - научно-фантастическая картина 1952 г. "1 апреля 2000 года", в котором рассказывается о провозглашении независимости Австрии и последующем возмущении "Комиссии по защите мира". Удивительно, конечно, осознавать, что это освобождение произошло всего через 3 года после выхода фильма - задолго до миллениума.

Авангардные движения

В 1955 году в Австрию приходит телевидение. К 1957 году телевизионные передачи транслировались 6 дней в неделю. Конкуренция, вызванная распространением тв-передач, впервые заставила кинопродюсеров осознать, что их продукция больше не может продаваться с тем же успехом, как раньше. К слову, Американская киноиндустрия немедленно отреагировала на это, внедрив новые технологии производства. Технические изменения вскоре были приняты и в австрийском кинематографе.

К 1956 году необычайно высокого уровня достигло производство художественных фильмов. В 1960-х годах были предприняты попытки противостоять снижению посещаемости кинотеатров путем подключения международных коллег. Многие итальянские, немецкие, французские и американские продюсерские компании, а вместе с ними актеры и режиссеры были наняты для производства реплик успешных зарубежных постановок вроде фильмов о Джеймсе Бонде.

С падением популярности Heimatfilms все большее признание и популярность получает так называемое авангардное кино – все это благодаря работам Петера Кубелки или Курта Крена, которые сегодня пользуются международным признанием и являются одними из основоположников жанра.

После краха комедий, оперетт и фильмов “о Родине” к конце 1950-х годов упали показатели кино- продаж и оборота. Австрийское кинопроизводство продолжало сокращаться и в 1960-х годах.

Первыми авангардными послевоенными фильмами, значительно отличающимися от однообразных комедий и оперетт, стали фильм Герберта Веселы "Und die Kinder spielen so gern Soldaten" (1951) по Францу Кафке и "An diesen Abenden" (1952) по Траклю.

В 1951 году Вольфганг Кудрнофски создал картину, который еще никогда не видели в Австрии. Он представил 15-минутный разбор произведения Эдгара Аллана По "Ворон". За ним в 1955 году последовал первый 16-минутный экспериментальный фильм Ферри Радакса, Петера Кубелки и Конрада Байера "Mosaik im Vertrauen" (Мозаика в секрете).

Вдали от коммерческого кинобизнеса и привычной системы дистрибуции, некоторые молодые и пока неизвестные режиссеры тоже пытались снимать кино. Но, поскольку постановки финансировались из собственных средств или, иной раз, за счет субсидий муниципалитета и федерального правительства - большинство фильмов было снято в формате 8-мм или 16-мм пленки. Шансов быть показанными в кинотеатрах у них было мало. Среди таких независимых режиссеров были Герберт Хольба, Карл Касес, Франц Новотны, Франц Йозеф Фалленберг и Михаэль Пильц.

Среди известных авангардных режиссеров, некоторые из которых начали работать еще в конце 1950-х годов, были Петер Кубелка, Франц Новотны, Эрнст Шмид-младший, Ферри Радакс, Курт Крен, Вали Экспорт, Отто Мюль и Петер Вайбель. Часть их них относили себя к венским акционистам. Из всех из них наибольшей известности добилась Вали Экспорт. Особо выразительной была ее акция 1968 года по случаю так называемой "маразиады" (от слова маразм) "молодого кино", когда она предстала в образе ходячего кинотеатра, одетая в деревянный ящик. Этот деревянный ящик имел два отверстия для рук "посетителей кинотеатра". Она назвала проект "Tapp- und Tastkino". После этой акции у Вали Экспорт и со-инициатора акции Петера Вайбеля возникли проблемы с властями.

Вали Экспорт и Петер Вайбель

В том же 1968 году группа авангардных кинематографистов основала "Австрийский кооператив кинематографистов". Целью этой ассоциации было посредничество в продаже фильмов ее членов. Правда, некоторые фильмы не совсем соответствовали традиционному пониманию кино: так, например, фильм Ханса Шойгля "ZZZ Hamburg Special" воспроизводил на экране некую линию на протяжении всего времени воспроизведения. Посредством управления киномехаником линия могла перемещаться, но зрители не могли знать об этом и потому вопрошали, является ли это пленкой или нить действительно протягивается через проектор.

На эти же годы выпадает активности Петера Кубелки. Его фильмы "Адебар" (1957), "Швехатер" (1958), "Арнульф Райнер" (1960) и "Unsere Afrikareise" (1966) получили "Большую австрийскую государственную премию в области кинематографии" в 1981 году.

Как особые достижения альтернативного кино были восприняты фильмы "Memento mori" (1968) и "Reflexion" (1970) художников Эдит Хирш и Сеппа Яна. При поддержке ОРФ и Министерства образования в 1968 году был поставлен фильм Георга Лхоцки "Мох на камнях".

Источники изображений

© Foto: Ernst Haas / Österreichische Nationalbibliothek

https://www.peter-weibel.at/portfolio_page/tapp-und-tastkino-1968/

Дополнительная информация