Войти

Забыли свой пароль? Регистрация
Беседы об Австрии
Арт-рынок 2020

Арт-рынок 2020

Виртуальная реальность - надежная альтернатива физической?

Доходы галерей упали на 70%, и треть из них боится не пережить кризис. Как же на самом деле пандемия повлияла на деятельность ключевых мировых игроков арт-рынка. Многие опросы с начала коронавирусной эпидемии продемонстрировали, что галереи всего мира ожидают потери более 70% доходов.

Почти треть мировых галерей считают, что не смогут пережить наступивший кризис. Самым неустойчивым видят свое будущее галереи среднего размера –общий штат таких галерей не более 10человек – когда как галереи с десятью и более сотрудниками настроены более оптимистично. За время пандемии выделились и рынки, наиболее активно ожидающие финансовую нестабильность и падения продаж: наиболее удрученными в этом списке выделяются дилеры Великобритании, ожидающие самое сильное падение финансовой активности – по некоторым оценкам до 79%; за ними следуют дилеры Азии 77%, Северной Америки - 71% и остальной Европы - 66%. Опрошенные галеристы обсуждают разные сложности, которые ставят под сомнение выживание их дела.

За период кризиса большинство дилеров в первую очередь беспокоило снижение количества продаж. Другим фактором неудовлетворения и открытого беспокойства является поиск способов защитить своих сотрудников в условиях дистанционной работы и карантина. Предприятия и компании, имеющие доступ к государственной схеме компенсации заработной платы, воспользовались ею почти для 70% работников.

Большинство галерей уточнили, что если бы имели более широкий доступ к государственному финансированию, могли бы оценивать свои шансы пережить кризис и восстановиться после него гораздо выше.

Правительства стран по-разному отреагировали на сложившуюся ситуацию. Введенную в Англии схему поддержки бизнеса, согласно которой власти компенсируют 80% зарплаты временно «ненужным» сотрудникам, дополнили программой поддержки для самозанятых. А в США пошли еще дальше и выделили средства и создали пакет мер финансовой помощи личным решением президента США, который предусматривает фонд в размере более $370 млрд, предназначенный для малого бизнеса.

Многие аналитики устраивали опросы и исследования чтобы понять, что может помочь галеристам и арт-бизнесам пережить эпидемию, и в ответ очень многие галереи назвали такие меры, как взаимопомощь и добросовестное поведение внутри арт-рынка— от возврата взносов, заплаченных за участие в отмененных ярмарках и мероприятиях, до общих онлайн-платформ, освобождения от уплаты НДС и других налогов. С деятельностью арт-мира связаны самые разные акторы — от арендодателей до крупных и средних аукционных домов. Это означает, что изменения в функционировании арт-рынка будут иметь значительные последствия для всей экономики.

В связи с пандемией большинство культурных организаций и арт-институций полностью перешло в режим онлайн-работы. Музеи и галереи начали активно предлагать посетителям альтернативные варианты экскурсионного обслуживания и опций «посещения» своих площадок: от фото-рядов и открытого доступа к сканированной документации до сопровождающих материалов до 3D-туров по выставкам.

Активно переносятся из реального пространства в виртуальное фестивали, аукционы, ярмарки и другие мероприятия. Так 20-ю Биеннале современного искусства в Сиднее, которую пандемия и сопутствующие ей ограничения застали врасплох, было решено не отменять, а увести в онлайн.

Что же касается арт-рынка, ситуация оказалась куда более критической. Первой арт-ярмаркой, попавшей под удар вирусной реальности, оказалась Art Basel в Гонконге. Организаторы не отменили ее, как это сделали Frieze New York, или переносить - как Art Cologne, Dallas Art Fair и как теперь мы знаем - Art Basel. Вместо этого Art Basel в Гонконге было решено полностью провести в онлайн-формате. Беспрецедентная ситуация в истории мирового арт-рынка, оценить результаты которой очень интересно. Любопытно и то,какими будут результаты продаж Art Basel в Гонконге, в частности потому что, полученная уже статистика доказывает, что в процессах приобретения искусства большинство покупателей продолжает демонстрировать консервативные настроения, хотя вера в возможности новых технологий растет и это подтверждают практически все арт-локации.

Согласно The Art Basel and UBS Global Art Market Report 2020, процент онлайн-продаж искусства относительно общего их количества в 2019 году составил 9% ($5,9 млрд в общей сложности). Это означает, что дела за год изменились незначительно: в 2018 году доля онлайн-продаж была аналогичной. Тем не менее, даже эти продажи нельзя назвать полноценными «онлайн». Зачастую покупкам «в сети» предшествует прогулка по реальной выставке или посещение стенда галереи на арт-ярмарке. Или же наоборот - за знакомством с произведением искусства на сайте галереи или онлайн-платформе следует демонстрация работы физически. Более того, работа так называемых viewing rooms не является полностью автоматизированной - для покупки вам необходимы консультации специалистов и связь с менеджером на площадке.

На первый взгляд может показаться, что такое процентное соотношение очень незначительно для того, чтобы говорить о решающей роли для изменений и установления нового порядка в функционировании мирового арт-рынка. Однако имеющаяся статистика сетевых продаж четко дает понять, что именно онлайн-присутствие арт-игроков позволяет им решить одну из основных проблем, стоящей на их пути сегодня. Здесь я имею в виду поиска новой аудитории и привлечение новых заинтересованных покупателей. Ведь те, кто раньше не имели доступ к физическим приглашениям на культурные мероприятия – в сети имеют куда более широкий выбор и возможности посещения событий. Так, по данным все того же The Art Basel and UBS Global Art Market Report 2020, у галерей с годовым оборотом до $1 млн около 61% онлайн-продаж было совершено абсолютно новыми клиентами. У галерей с оборотом более $1 млн этот процент несколько ниже — 50%, но и эти цифры демонстрируют реальную смену вектора в процессах поиска новых покупателей.

Нельзя не заметить, что успешнее всего онлайн продаются работы стоимостью от $1000 до $5000 и эта закономерность действует повсеместно, для всех регионов арт-рынка. При этом средняя цена на работу составляет $8025. Такие цифры были получены при анализе данных о продажах 5000 галерей за 2019 год, предоставленных онлайн-платформой по продажам современного искусства Artsy.

Хотя статистику не оспоришь - нельзя сказать, что для крупных галерей онлайн-продажи представляют мало интереса. Достаточно упомянуть, что в прошлом году в первый же день vip preview Art Basel галерея David Zwirner нашла покупателя для скульптуры Кусамы стоимостью $1,8 млн онлайн. Бесспорно, такая крупная сделка — скорее исключение, чем правило. Тем не менее, это тригер для понимания факта, что пара тысяч долларов — совсем не потолок для продаж в сети.

Еще одним ключевым моментом в продажах онлайн является возможность преодоления дистанции между галереей - произведением искусства и потенциальным клиентом. Более половины онлайн продаж в 2019 году состоялось между арт-дилерами и коллекционерами, которых разделяло расстояние в половину земного шара. Конечно, свою позитивную роль играет и упрощение процесса покупки-продажи, и снятие вопроса о необходимости личного присутствия.

Все упомянутое дает уверенность полагать, что онлайн-продажи открывают новые возможности для мирового арт-рынка. Быть может, именно такая трансформация системы продаж сможет снизить проблему выживания многих маленьких и средних галерей и сделать арт-рынок в целом более демократичным. Правда и с этим можно поспорить, ведь качественная реклама — удовольствие не из дешевых, не говоря уже об online viewing rooms, поддерживать работу которых может оказаться дороже, чем держать реальную галерею, уплачивая аренду за помещение. Но даже с учетом всех этих факторов виртуальные продажи могли бы, как минимум, понизить градус напряжения в вопросах престижа. К примеру, одной из ключевых статей расходов небольших галерей является участие в арт-ярмарках. Более того, участие это нередко коммерчески во многом не оправдано.

Нельзя не отметить, что время покажет, насколько справедливыми были сомнения и насколько обоснованными станут прогнозы о будущем онлайн продаж. Сейчас же, с уверенностью можно сказать одно: в ближайшие годы роль этого сектора арт-рынка будет только расти. Последние события, связанными с пандемией, активно продемонстрировали, что виртуальная реальность может оказаться куда надежнее реальности физической.

Дополнительная информация