Войти

Забыли свой пароль? Регистрация
Аналитика
Отчет «Общественная дипломатия с участием РФ»

Отчет «Общественная дипломатия с участием РФ»

В настоящее время РФ активно вовлекается в участие в проектах «общественной дипломатии».

Исследую специальную литературу можно выявить следующие термины: публичная дипломатия, общественная дипломатия, цифровая дипломатия, национальный брендинг, мягкая сила, народная дипломатия. Перечисленные термины фактически являются проявлениями «общественной дипломатии».

В общем смысле под «общественной дипломатией» понимают непрерывный процесс общения народов, отдельных граждан разных государств с целью взаимного познания, взаимообогащения.

Более узкое толкование определяет «публичную дипломатию» как действия, направленные на продвижение национальных интересов и обеспечение национальной безопасности путем изучения настроений иностранного общественного мнения, информирования его и воздействия на тех, кто это мнение формирует.

Ряд исследователей считает, что целью «общественной дипломатии» является привлекательный образ страны. Формирования такого образа или даже бренда страны возможно путем ряда действий государства как во внутренней, так и во внешней политике, его культуры и ценностей.

При формировании необходимого имиджа страны на мировой арене посредствам «общественной дипломатии» возможно достижение национальных интересов и созданию благоприятных условий для реализации успешной внешней политики.

Фактически «общественная дипломатия» это ресурс для достижения государством и его населения оправленного бренда такого государства.

Важность «общественной дипломатии» отмечается и в РФ на законодательном уровне, так в Указе Президента РФ от 30.11.2016 N 640 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» в разделе «Международное гуманитарное сотрудничество и права человека» в п. м) указано, что в том числе необходимо развивать с использованием ресурса общественной дипломатии, международное культурное и гуманитарное сотрудничество как средство налаживания межцивилизационного диалога, достижения согласия и обеспечения взаимопонимания между народами, уделяя особое внимание межрелигиозному диалогу.

Также указывают, что воздействия при помощи «общественной дипломатии» могут быть двух типов. Во-первых, по официальным каналам, т.е. путем выступлений официальных лиц в СМИ, с публичными лекциями, в социальных сетях и т.п. Во-вторых, по неофициальным каналам: через НПО, фонды, образовательные программы, женские и молодежные организации, университеты и т.д.

При этом ряд авторов указывает, что спецификой использования РФ мягкой силы является отсутствие выстроенной концепции и стратегии использования такой силы. Значительное внимание уделяется применению «жесткой силы» и, как следствие, приоритет военного фактора, компенсирующего другие факторы (социально-культурные, технологические, экономические и т.п.). Как фактор, наиболее осложняющий и в то же время стимулирующий Россию к применению именно «мягкой силы», выступает стереотип о наличии в России неэффективной экономической модели как базы для отсталой от технического прогресса и агрессивной страны.

Вместе с тем, в доктрине существует другой взгляд на использование мягкой силы или «общественной дипломатии» РФ как осуществление несилового давления на иных участников международных отношений, однако зачастую «мягкая сила» отождествляется и с пропагандой.

Эксперт РСМД А. Долинского, указывает, что мягкая сила как фактор усиления политического влияния РФ в мире предполагает выполнение трех основных задач:

  • информирование зарубежной общественности о позиции российского государства и общества по тем или иным вопросам международной повестки дня;

  • получение обратной связи от зарубежной общественности;

  • участие в выработке внешнеполитической позиции России с учетом мнения зарубежной общественности.

В настоящее время активно формируется информационный базис для формирования имиджа РФ на международной арене. В частности, одним из таких инструментов является работа телеканала «Russia Today», а также в качестве примера можно привести международный конкурс «Посол русской кухни», проект «Год российского кино» и иные мероприятия по укреплению позиций русского языка, реализуемые Россотрудничеством.

Таким образом, можно заключить, что «общественная дипломатия» в РФ это активно изучаемый институт, а также востребованный. РФ старается наиболее полным образом использовать возможности данного ресурса и создавать необходимый имидж страны на мировой арене максимально вовлекая мягкую силу.


Дополнительная информация